8 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Мое понимание философского смысла произведения Е. Т. Гофмана «Малыш Цахес»
Новелла-сказка Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Циннобер», соединяя два мира - сказочный и реальный, раскрывает много глубоких философских тем. Это и борьба добра со злом, и проблема человека и природы, тема любви и обыденности. Сказка - фантастическая картина мира, и в ней аллегория, что помогает понять этот мир. Что такое добро? Кажется, понятно - это когда кому-то сделали хорошо. Но в сказке добрая фея делает добро никчемной мерзкой Цахесу Цінноберу, просто жалея его увечье и его несчастную мать. И оценил добро Цахес? Ведь фея надеялась, что он услышит ее: «Ты не тот, за кого тебя считают, постарайся сравняться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калико, воВНОсишься!» И Циннобер был из тех, кто все принимал как должное, не обременяя себя ни трудами, чтобы стать умнее, добрее, вихованішим, ни угрызениями совести. Более того, он сеял вокруг себя неверие в добро, разочарование. Он делал несчастными людей, которые своим трудом и талантом доказали, что имеют право на уважение, счастье, славу. Итак, добро, сделанное недостойном человеке, порождает зло. А невежество порождает зло тем больше, чем выше возвысилось человек, который безапелляционно судит обо всем. Таким невеждой в сказке есть не только Циннобер, но и Мош Терпин - профессор, что, получив должность директора всех естественных дел удержав), «цензурирует и ревизует солнечные и лунные затмения». Итак, получается, совсем не внешность и не должность делают человека образованным, добрым, порядочным. Даже фея в конце говорит Цахеса: «Бедный Цахес! Пасынку природы! Я желала тебе добра! Возможно, я ошибалась, думая, что чудесный внешний дар, которым я тебя одарила, озарит благотворным лучом твою душу...»
В сказке своя философия, совсем не сказочная. Философский смысл произведения как раз и заключается в том, чтобы предупредить человечество: никто, кроме вас самих, не сделает вас умными, добрыми, образованными. Для этого надо прилагать усилия, работать, ибо то, что не заработано, - непрочное, ненадежное, ибо чужое!
|
|