Особенность творческой манеры Хемингуэя
Кем является для нас личность этого писателя, который вызывает довольно противоречивое отношение к себе? В начале ХХ века он был для солдат «отцом Хемингуэем», а кем он является для человечества начала ХХІ века? Человек необычайных способностей, которая привлекает внимание не только произведениями, но и життям.Катастрофічна эпоха первой мировой войны, революций, переворотов оставила признаки катастрофичности жизни Хемингуэя. Пребывание на стороне итальянской армии, военный корреспондент, боксер, тореадор - не смахивает ли это на банальное экспериментаторство? Конечно, нет. Желание быть все время на грани, за которой - смерть, можно объяснить стремлением создать реальный на сто процентов мир в своих произведениях, чтобы он вошел в сознание читателя и остался как неразрывное звено его собственных переживаний.
Его произведения проникнуты мотивом пессимизма, крайнего неблагополучности; герой находится в атмосфере страдания, внутренней пустоты, которая скрывается под внешним цинизмом, равнодушием. Кровь и страдания Первой мировой войны породили людей без чувств, людей, на глазах которых убивали друзей, родственников, людей, которых ухаживали девушки, сестры милосердия, и воспринимали их не как мужчин, а как совокупность ран, грязи и разочарования. Тема «потерянного поколения» приобрела ведущего значения в произведениях Хемингуэя. Его представители поражают холодным цинизмом, толстокожестью, а на самом деле - это неспособность дать себе совет в жизни, которое потеряло все ценности, даже веру.
Именно таким предстает Фредерик Генри в произведении «Прощай, оружие». На первый взгляд, его могут интересовать только выпивка, проститутки и война, но это она его заставила надеть маску безразличия перед своим лицом, опаливши этого человека ядовитым дыханием. И только мучительное чувство к Кэтрин является неприкрытой раной, только оно дает ему возможность осознавать себя человеком, а не прибором в чьих руках на этой войне ради денег, а не ради благородства и романтики.
Джейк Барное, человек, прошедший войну и потерпела травм не столько физических, как душевных, уже не может вернуться в нормальное мировоззрение. Он хочет жить, он любит жизнь, но его жизнь - это фрагменты, слабое попытки понять, как жить, найти какую-то нишу, броню, через которую можно было бы проникнуть в его сердце. Он любит Брет, которая тоже за время войны претерпела не меньшей душевной травмы, об этом свидетельствует лишь том, как они познакомились. Я считаю это извращением, это ненормально, когда мужчина и женщина начинают любить друг друга в условиях войны, в госпитале, когда он - это сплошная боль и страдания, чувства тоже превращается в боль и страдания, которые постоянно хочется утолить. Брет не может быть верной, Джейк не имеет силы и желание даже возмутиться - это беспомощность, это неумение жить в нормальных условиях. Они были марионетками на войне, их выбросили, как хлам, но никто не осознавал, что в них есть душа.
Человеку трудно противостоять перед судьбой, перед жизнью, которое, как стихия, бурлит, бросает людей куда угодно, и это нам только кажется, что наша судьба в наших руках. Старший Сантьяго в повести «Старик и море» - это человек наедине со стихией, с морем-жизнью. Он - олицетворение веры, которая может быть советом в стихии, которая является маяком, на который надо ориентироваться в море, а не на тщеславии, задавакуватість, амбиции, деньги. Стихия была недобрая к Сантьяго, но костяк той рыбины, оставшегося после возвращения, был костяком его веры в себя, в то, что он превзошел себя, совершил невозможное. Речь идет не о бессилии человека и о ее сказочную непромокаемости, а о том, что именно вера является смыслом всего и что она не даст стать щепкой в бурных волнах жизни.
Следовательно, произведения Хемингуэя полны трагизма, которым переполняется мир писателя. Атмосфера отчаяния и беспомощности влияет на сознание. Но я считаю Хемингуэя не проводником пессимизма, а человеком, который в совершенстве отражает реальность, очень удачно передавая атмосферу, настроения, переживания. А в реальной жизни никогда не следует терять надежды, веры. Может, надо видеть в его произведениях за трагическими фигурами и событиями намек на будущее, на вечность, на счастье?
|
|