10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Жизни Жульена Сореля в духовной семинарии в Безансоне
В духовных исканиях Жульена Сореля можно выделить несколько этапов: жизнь в Вер'єрі в своей семье, а потом гувернером в семействе мэра господина де Реналя; пребывание в Безансонській духовной семинарии; Париж, особняк маркиза де Ла-Моля; преступление и раскаяние в тюрьме.
Самым тяжелым периодом в духовном становлении главного героя был безансонський период.
Мысль о том, чтобы стать священником, возникла еще в Вер'єрі, когда Жюльен понял, что другого пути сделать карьеру для него, простолюдина, не существует. Он никогда не был набожным, но очень хотел пробиться наверх. И хотя в Безансонську семинарию он пошел без особого желания, пытался приложить усилия воли и ума, чтобы достичь цели.
Войдя в Безансон, Жюльен мечтает встретить там умных и благородных людей, но он не знал, что ум и знания в семинарии надо было прятать, чтобы не вызвать к себе ненависти. Жульен был всего-навсего бедный деревенский мальчик, у которого не было знатных покровителей. Единственное, что было у него, - рекомендательное письмо вер'єрського священника Шелана. Приехав в Безансон, Сорель подошел к воротам семинарии, увидел железный золоченый крест на них и подумал: «Вот оно, это земной ад, из которого мне уже не выйти!» И был недалек от истины.
В семинарии царила обстановка тотальной слежки, доносительства и покаВНОго благочестия. Талантливых семинаристов было немного, большинство составляли темные невежды. Жюльен держался от них в стороне, так же как и они от него. Он хотел преуспеть в учебе, но вскоре ему дали понять, что «быть первым из разных предметов... считалось грехом гордыни... успех в науках казался подозрительным... смирение - выше всего...» Каждый свой шаг он тщательно обдумывал, однако успел получить репутацию вольнодумца... Жульен был грешен в том, что рассуждал, судил, а не подчинялся авторитетам. Юноша думал, что настоящую науку жизни он прошел в Вер'єрі, а оказывается, это было только подготовкой к жизни. И Жульен решил тщательно следить за собой, не допускать погрешностей. Какой же это был адский труд - ежеминутно лицемерить!
Он приложил много стараний, чтобы его взгляд не был «мыслящий», чтобы он был полон веры в Бога. На свое несчастье, это у него плохо получалось, что давало семинаристам повод дружно его ненавидеть. Его красноречие, его белые руки, чрезмерная чистоплотность - все вызывало ненависть к нему.
Ему дали прозвище, что внушало всем ужас, - Мартин Лютер. И все-таки пришла и час, когда Жюльен был по достоинству оценен и получил первое повышение - назначен репетитором иВНОвого и Ветхого Завета.
Ежедневно Жульена испытывали то семинаристы, то воспитатели. На экзамене он отвечал блестяще, но один из противников аббата Пірара задал ему вопрос о Горация. Сорель отвечал уверенно, но только потом понял подвох: этот автор в семинарии был не весьма уважаемый. Жюльена назначили 198 место.
Отношение к юноше изменилось после того, как он получил в подарок от епископа восемь томов сочинений Тацита. «С этой минуты никто уже не решался обнаружить зависть: к нему явно підлещувалися». Однако из семинарии ушел аббат Пірар, добровольно отказался от должности, что огорчило, пожалуй, только одного Жульена. Но это же событие помогла Сорелю вырваться из семинарии.
Аббат Пірар порекомендовал маркизу де Ла-Молю Жульена Сореля как очень остроумного молодого человека, и Жюльен получил приглашение переехать в Париж.
«Наконец пришло время появиться на арене великих событий», - подумал Жюльен Сорель. Начиналась новая жизнь, открывались новые блестящие перспективы...
|
|