10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБНОВЛЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ
Женский вопрос в драме Г. Ибсена «Кукольный дом»
Женский вопрос - одно из самых интересных в истории любого общества. Собственно, женский вопрос - один из критериев, по которому определяют степень развитости общества.
Исторически сложилось в произведениях XIX в., что женщина - самое уязвимое звено общества: ее права более ограничены, ей почти каждую минуту напоминают о второстепенную роль в жизни, а на ее слабые плечи возложено бремя различных крупных и мелких обязанностей, а самый главный - быть хранительницей порядка в семье, хранительницей светлого и хорошего настроения. Видимо, поэтому женщина, если она действительно личность, - самая сильная и самая яркая звено общества.
Именно такой интересной и яркой личностью мы видим главную героиню ібсенівського «Кукольного дома» Нору. ее характер показан в динамике, в становлении во время испытаний.
Прежняя озорная девушка становится матерью троих детей, но долго еще лишена самостоятельности, взрослости: радуется игрушкам, развлечениям, строит под руководством мужа свое гнездышко, мало задумываясь над законами бытия и общества. Признается же она, что мало понимает Библию, что мало училась моральных законов. ее устраивает роль игрушки, «белочки», «жаворонка», напівдружини, напівдитини, за которую человек решает все на свете, даже фасон карнавального костюма и танец.
Но когда тяжело заболел муж и самому существованию семьи и супружеской счастью грозила опасность, а человек, ради своего реноме, просто отошел от решения важной проблемы - где взять денег, Нора берет ответственность за семью на свои хрупкие плечи. Именно она в трудную час в короткий срок проявляет себя как деловая женщина и более того - держит долг в тайне, чтобы сохранить спокойствие в доме. И все это в тот короткий срок, когда человек болеет, умирает в далеком городе отец, рождается третий ребенок... Она блестяще впорується с финансовой стороной дела: в определенный срок выплачивает долг, ограничивая себя во всем, опять-таки сохраняя спокойствие в семье. Нора, словно играючи, устранит все препятствия, потому что семья в ее понимании - это неуязвимая крепость. Столько времени выстраивая свое гнездышко, она верит в его нерушимость, в том, что оно также защитит ее. Считая мужа порядочным, принципиальным человеком, Нора понятия не имеет, что он согласится на предложение шантажиста, но верит, что Хельмер не допустит ее стыда, защитит.
Взвешивая, что легче - спрятаться за спиной мужа или не допустить, чтобы любимый попал через нее в затруднительное положение, Нора даже собирается наложить на себя руки...
И вдруг - из глаз взлетают светящиеся оболочки: Хельмер равнодушно воспринимает известие о смертельной болезни друга, испугавшись шантажа, во всем обвиняет Нору, угрожая отобрать детей, а самое главное - сохраняет только внешнюю пристойность, спокойно готовится пойти на предложение Крогстада и притворяться перед миром, как и раньше, счастливое супружество...
На мой взгляд, Нору не менее поразило и быстрое возвращение Хельмера к ней, когда исчезла опасность, - словно ничего не произошло. Поразило его нелогичное: «Я тебя прощаю» и желание снова взять за нее ответственность (берет - значит, тогда бросал?)
Почувствовав угрозу изгнания, одиночества, глубину измены, женщина почувствовала и собственную силу - она сможет выстоять, сможет начать жизнь сначала. Достойно отказавшись от помощи и поддержки Хельмера, оставив детей в доме отца под присмотром ее старой няни, Нора уезжает в город ее детства. Это - не предательство детей, как может показаться на первый взгляд, это - реальная забота о них взрослого человека, что живет уже не в кукольном доме, а в реальной жизни.
Действительно, может, так и надо - не держаться «остатков, обломков, декора», а сделать шаг в настоящую жизнь, потому что Нора поняла, что «все те восемь лет жила с чужим мужем».
Может, он тоже изменится, если «куклу отнимут», но я думаю, что вряд ли она вернется к нему.
Именно за то рост к высотам нравственного максимализма я ценю главную героиню драмы. Поэтому вполне понятно, что на российской и немецкой сцене много лет драма носила название «Нора».
|
|