II семестр
ИТОГ
УРОКИ № 69-70
Тема. Итог. Литературный праздник. Защита-презентация проекта
Цель: повторить и обобщить изученное за год; развивать память, обраВНОе и логическое мышление, навыки самостоятельной творческой работы, анализа и синтеза материала, умение высказывать собственные мысли по поводу прочитанного; воспитывать лучшие человеческие качества, умение работать в коллективе, реализовывать свой творческий потенциал.
Оборудование: элементы костюмов героев и декорации к инсценировок, стенгазеты и відеогазети, призы; книжная выставка, ученические иллюстрации к изученным произведениям; карта мира, глобус.
Теория литературы: роды, жанры литературы, герои художественных произведений, художественные средства и приемы.
ХОД УРОКА
I. Выступление учителя - руководителя проекта с подведением итогов последней тематической аттестации и работы учащихся за год
II. Презентация проекта «Литературный бал»
1. Группа «сценаристов» представляет свою инсценировку
«Литературный бал»
Сценарий
Ведущие: Том Сойер и Пеппи Длинныйчулок в соответствующей одежде (Том - как ковбой, Пеппи - по описанию в книге).
Королевский глашатай. Внимание! Внимание! Внимание! Объявляем большой королевский бал литературных героев! Великолепные и бесподобные, веселые и смешные, находчивые и смелые - все на бал! Все на бал!
Пеппи. Друзья, вы меня узнали? (Подтягивает чулок, которая постоянно сползает вниз.) Да, это я, Пеппи Длинныйчулок! Найвигадливіша, самая добрая и самая сильная девочка на свете! Сейчас я устрою вам экзамен. Шикуйтесь! Каждый из вас должен себя назвать и что-то о себе рассказать.
Карлсон. Дыр-дыр-дыр! (Имитирует полет и «влетает» до класса или спрыгивает со стула или с подоконника.) А помогать проводить экзамен буду я, Карлсон, самый красивый и найчемніший мужчина в мире!
По очереди выходят переодетые ученики: Госпожа Метелица (бабушка с большими зубами), падчерица (девочка в немецком национальном костюме), Снежная Королева (в короне из снежинок), Кай, Герда, Разбойница; Золушка, мачеха с напыщенными дочерьми, Маугли (в венке из цветов и повязкой на бедрах); Багира (в маске пантеры), Балу (в маске медведя), Мацуо Басе (в костюме путника), Гекльберри Финн, Бекки, Гарри Поттер и другие.
После краткого рассказа актеров Карлсон награждает учеников за костюмы и рассказы пирожками или печеньем.
Том. А меня вы узнали? Это я, Том Сойер, любитель путешествий и всевозможных приключений! А ну, кто интереснее расскажет о стране, где жили писатели, произведения которых мы изучали в течение года? А на карте (глобусе) быстро сможете показать?
Конкурс «географов», Карлсон награждает победителей.
Королева (из «Двенадцати месяцев» С. Маршака). Послушайте все! Вот тут мне прислали какой-то странный текст «Пуськи Б'ятеняцькі». Кто лучше переведет его обычным языком, придумает самую интересную историю, получит большую награду (см. приложение).
«Литераторы» берутся за перевод, затем зачитывают, Карлсон определяет победителей и награждает.
Пеппи. А мне интересно, кто же из вас самый сильный? (Шуточные «спортивные соревнования» по надуванию шариков, проведение «футбола» шариками из ваты и т.д.)
Мацуо Басе. Мой конкурс связан с моей любимой Японией. Составьте икебану из предложенных материалов, напишите хокку.
Маугли. Мой конкурс - для любителей биологии и связан с нашей матушкой-Природой. Кто лучше всего расскажет о повадках животных (домашних или диких), которые бы свидетельствовали об их необычные способности?
Том. Предлагаю конкурс на наблюдательность. (Выложить несколько мелких вещей, дать одному участнику посмотреть на них несколько секунд, затем ребенок отворачивается, одна вещь убирается, а участник называет, какой вещи не хватает; или: излагаются вещи, например учебник по анатомии, починок, волшебная палочка, кисть для покраски, подснежники, дуб, снежинка и т.д., и участник называет, с каким произведением каждая из них связана.
Пеппи. Вот и заканчивается наш литературный бал. Впереди - веселые каникулы. Ура! Предлагаю всем исполнить «танец радости». Том, Маугли, начинайте!
Карлсон. Вы все так хорошо рассказывали, играли, танцевали, поэтому я решил подарить вам свою любимую банку варенья. Угощайтесь, я не жадный!
Можно устроить чаепитие.
2. Группа «экспертов по эстетике» представляет стенгазеты, иллюстрации, видеоматериалы
3. Релаксация
«Микрофон по кругу»
• Я благодарен (благодарна)...
• Я желаю...
Приложение
ПУСЬКИ Б'ЯТЕНЯЦЬКІ
Проштуванила Калуша наліском и завачулила бутенявку.
И вайлапує:
- Калушенята, калушенятка! Бутенявка! Калушенята припроштуванили и бутенявку пожуванькали.
И подуденячилися. А Калуша вайлапує:
- Оге-е, ого-о! Бутенявка же некузькувата! Калушенята бутенявку приндючнули.
Бутенявка стрепендулилася, напакундилася и упроштуванила с наліску.
А Калуша вайлапує:
- Бутенявок не жуванькають. Бутенявки гождрюваті и дюжо - дюжо некузькуваті. От бутенявок дуденячаться.
А бутенявка вайлапує за наліском:
- Калушенята подуденячилися! Калушенята подуденячилися! Дюжо некузькуваті! Пуськи б'ятеняцькі!
(Л. Петрушевская, перевод О. Чертенка)