8 КЛАСС
ТИРТА
ХОРОШО УМИРАТЬ...
Хорошо умирать тому, кто, защищая родную страну,
Среди храбрых бойцов падает в первых рядах.
Хуже нет ничего, как город и плодородные
Нивы покинут и идти попрошайничать в миры,
С матерью милой, с отцом старым на чужбине скитаться,
Взяв с собой деток мелких и грустную женщину.
Поэтому он ненавистен, у кого убежища попросит,
Беда и нищета тяжелые будут гнать везде беглеца.
Он опозорит свой род и бесчестием лицо свое укроет,
Горе и презрение за ним пойдут всюду следом.
Так как действительно не найдет беглец среди людом никогда
Ни себе уважения, ни сочувствия, ни жалости -
Будем родину и детей защищать отважно.
В битве выстоим мы, не пожалієм жизни.
0 юноши, в рядах держитесь вместе среди боя,
Не бегите никто, страхом души не скверніть.
Духом могучим и мужественным вы грудь свои загартуйте,
Пусть жизнелюбивых вас совсем не будет в бою.
В возрасте наклонных, у кого слабые уже колени, никогда
Не покидайте старых, с битвы сбежав сами.
Стыд несвітський вам будет тогда, как раньше юных
Воин падет старый, в первых упав рядах, -
Голову белую бессильно склоняя, седобородый,
Дух свой отважный отдаст, лежа на полу в пыли,
Рану кровавую свою не забыв руками закрыть, -
Страшно смотреть на это, стыдно видит глазам
Тело старое без одежды! А вот юноше - все идет,
Пока еще дней молодых не осыпается цвет.
Мужчинам он был милый, очаровывал женщин по жизни он -
Будет прекрасный теперь, упав в первых рядах.
Итак, готовясь, каждый пусть широко ступит и станет,
В землю упершись крепче, крепко сжав уста.
Перевод Г. Кочура
Комментарий
Тирта - полулегендарная личность, автор патриотических элегий, которые способствовали победе спартанского войска над врагом.
По преданию, Тирта жил в Афинах в середине VII в., был школьным учителем в Афинах. Однажды он написал для спартанцев глубоко патриотическую элегию, которую они и спели, отправившись в решающую битву. И эта песня так зажгла их сердца, что они в едином неудержимом порыве моментально сломали сопротивление противника.
В элегии «Хорошо умирать...» Тирта создает образ идеального воина, который считает за высшее счастье умереть в бою за отечество.
О тех, кто опозорил себя в бою и бежал, поэт говорит с горечью и осуждением, ибо своим позорным поступком они обрекают себя и свою семью на позор и изгнание.
Ведущей становится идея преимущества честной смерти воина в бою над безслав'ям труса. Тирта неоднократно повторяет мысль о необходимости юным воинам воспитывать в себе не только смелость, но и даже презрение к смерти.
Поэт считает, что только воинская доблесть в бою оставляет человеку «добрую память, делает ее достойной славы и чести».