II семестр
4. ИТОГ
УРОК № 70
Тема. Итоги работы за год. Литературный праздник (презентация творческого проекта)
Цель: подвести итоги работы за год, выяснить предпочтения учеников, заинтересовать их литературным образованием, проанализировать недостатки; развивать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы (в парах и группах); совершенствовать умение выражать свои мысли, отстаивать, аргументировать, проводить параллели с современностью; воспитывать любознательность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Оснащение: материалы для презентации, элементы костюмов и декораций; фрагменты кинофильмов, аудио-записи; интересные литературные произведения, список литературы для чтения летом.
Тип урока: комбинированный (по форме - нестандартный).
ХОД УРОКУ1
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности
III. Анализ работы учащихся за год
IV. Презентация творческого проекта
1. Представление результатов работы в творческом проекте «Мое открытие литературы» (или «Я и литература»)
Анализ результатов анкетирования
Примечание. Анкетирование учащихся проводится на протяжении 1-2 недель инициативной группой, которая состоит из учащихся с высоким уровнем учебных достижений.
Вопросы анкетирования
Почему ты предпочитаешь - чтению книг или просмотра кинофильмов?
¦ Сколько книжек читаешь?
¦ Книгам какой тематики предпочитаешь (кроме тех, что по программе)?
¦ Или ты интересуешься поэзией и какой именно (классической, современной)?
¦ Или ты прислушиваешься к словам современных популярных песен? Какого ты мнения об их содержании?
¦ В чем ты усматриваешь «плюсы» и «минусы»: а) чтение художественной литературы; б) просмотра кинофильмов с классическими произведениями?
¦ Или заставляют тебя переживать, задумываться классические художественные произведения? Помогают ли они тебе в жизни?
2. Интерактивное упражнение «Круг идей»
¦ Выскажите свое мнение по вопросу: «Что современный молодой человек может открыть для себя в литературе прошлых веков?»
3. Интерактивное упражнение «Микрофон»
¦ Продолжите предложение: «в Течение этого учебного года на уроках мировой литературы, я открыл для себя...»
4. Викторина-инсценировка «Узнай героя»
¦ Девушка в плаще с красной подкладкой, с флагом в руке, которая впервые почувствовала уважение общины. (М'єтта из романа Э. Золя «Карьера Ругонов»)
¦ Высокий худой юноша с интеллигентным лицом в очень плохом одежде и с петлей под полой. (Родион Раскольников из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
¦ Женщина, которая ради любимого оставила семью и сына. (Анна Каренина из одноименного романа Л. Толстого)
¦ Человек, который умер полуголодным в холодном доме, имея несметные богатства. (Гобсек из одноименной повести О. де Бальзака)
¦ Французский юноша, который проникся идеями революции и отдал за них жизнь. (Сильвер из романа Э. Золя «Карьера Ругонов»)
Поэт, который возвеличил азбуку к обобщенной философской картины мира. (А. Рембо)
¦ Птица - символ поэта, величественного в небе и беспомощного на земле. (Альбатрос с одноименной поэзии Ш. Бодлера)
¦ У кого «и тихо сердце плачет»? (В П. Верлена)
¦ Две дамы, которые проявили наибольшую любовь к любимому только после его смерти. (Госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль)
¦ История мальчика начинается ужасно, а завершается счастливо. («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса)
¦ «Листья травы» - это единственная и самая известная сборка. (В. Уитмена)
¦ Для героев какого произведения красота была возведена в абсолютный культ? (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»)
5. Узнавание и комментирование иллюстраций в изученных произведений, фрагментов кинофильмов, музыкальных произведений
6. «Меня ждут...» (ознакомление со списком литературы для чтения в 11-м классе)
7. Составление, выпуск, презентация стенгазет, коллажей, комиксов, клипов, рекламных роликов и др. по выбранной тематике (например, реклама исторических произведений и др.) Примечание. Ученики объединяются в группы по литературными интересами и выполняют творческую работу.
Пример покадрового рекламного ролика:
· человек с желтым (золотистым) цветом лица ступает тяжелыми грязными ботинками по светлых пушистых коврах;
· светские красавицы обе стороны пытаются улыбнуться;
· голос за кадром: «Это не реклама химчистки или нового пылесоса. Это Судьба, Фатум, неотвратимость того, кто своим кумиром выбрал его...»;
· мужчина удовлетворенно пересыпает из руки в руку золотые монеты;
· голос за кадром: «Читайте повесть «Гобсек» Бальзака - и вам не страшен будет власть золотого тельца».
8. Выразительное чтение наизусть стихотворений любимых поэтов XIX века (например, Верлена, Бодлера, Уитмена, Рембо и др.)
9. Чтение собственных произведений (эссе, стихов, рассказов)
V. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Пожелания»
Учащиеся выражают друг другу добрые пожелания на будущее за «цепочкой» (или в круге).
_________________________________________________________________
1 Учитель может применить следующие этапы урока по своему усмотрению полностью или частично (или в любых комбинациях) в зависимости от уровня учебных достижений учащихся.