ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

4. ИТОГ

 

УРОК № 69

Тема. Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года

 

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный в течение учебного года материал, выяснить ученические интересы, читательские предпочтения; развивать память, навыки выделения главных черт, индивидуальных стилей писателей, умение анализировать произведения, характеризовать героев, выражать собственное отношение к ним, проводить параллели с современностью, реальной жизнью; воспитывать любовь к литературе, уважение к общечеловеческим ценностям, эстетические вкусы.

Оснащение: «портретная галерея» писателей, выставка их произведений, обобщающие таблицы; ученические иллюстрации.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Мир художественной литературы раВНОобразен и почти необъятный. Но каждый человек, который стремится быть образованным, должен ознакомиться с «вершинами» - выдающимися писателями мировой литературы и их произведениями. В этом учебном году мы совершили путешествие в ХІХ век и, возможно, открыли для себя, что некоторые ценности не меняются со временем, являются вечными ценностями - любовь, дружба, честь, порядочность, доброта. И какими бы разными не были люди, им хочется именно этого. Кто же выбирал другие приоритеты - власть, богатство - непременно разочаровывался, терпел сокрушительное поражение. Сегодня мы еще раз вернемся к произведений, их героев, идей, над которыми размышляли на уроках литературы, и попробуем понять их значение, эстетическую привлекательность с позиций человека ХХІ века.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

1. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского и проблемного характера

¦ Вспомните, до каких стран мы путешествовали, каких писателей и какие произведения изучали.

¦ Совместите писателей и их произведения.

Ч. Диккенс

О. де Бальзак

Ф. Достоевский

Л. Толстой

Е. Золя

Стендаль

А. Чехов

О. Уайльд

А. Рэмбо

П. Верлен

«Красное и черное»

«Карьера Ругонов»

«Человек в футляре»

«Гобсек»

«Преступление и наказание»

«Приключения Оливера Твиста»

«Анна Каренина»

«Портрет Дориана Грея»

«Поэтическое искусство»

«Пьяный корабль»

¦ Найдите понятие, объединяющее.

 

 

Примечание. Слова, написанные курсивом, ученики вписывают самостоятельно.

¦ Расскажите про своего любимого героя из литературы ХІХ века (или подготовьте презентацию любимой книги).

¦ Какие литературные течения и направления столкнулись, соединились в ХІХ веке? Почему писатели постоянно находились в поиске?

¦ Продолжите предложения:

Верлибр - это... (неримований неравносложный стих). Верлибром писал. (В. Уитмен).

Поэтами-символистами есть... (П. Верлен, А. Рембо)

К психологически-философских романов принадлежит... («Преступление и наказание»).

«Семейный» роман написал... (Л. Толстой).

Представителем натурализма является... (Е. Золя).

 

 

2. Мини-диспут «может Ли литература ХІХ века чему-то научить современного человека»?

 

3. Решение кроссвордов

Учитель. Разгадайте кроссворд, заполнив «лесенку» названиями литературных течений и направлений XIX - начале XX вв.

 

 

(Ответы: эстетизм, символизм, натурализм, импрессионизм, неоромантизм)

Разгадайте кроссворд, состоящий из художественных приемов и средств, которые вы изучали в течение учебного года.

 

 

По горизонтали:

1. Высказывание, расходящееся с общепринятым понятием; совмещение несовместимых понятий. (Парадокс)

2. Внушение определенного эмоционального состояния. ( Суггестия)

По вертикали:

2. Условный знак, отражающий какое-либо явление; имеет общезначимый смысл; неопределенность, многозначен. (Символ)

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к презентации творческого проекта.

 

VI. Подведение итогов урока

Примечание. Можно объявить результаты рейтинга успеваемости десятиклассников, отметить работу учащихся на уроке.