II семестр
4. ИТОГ
УРОК № 69
Тема. Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года
Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный в течение учебного года материал, выяснить ученические интересы, читательские предпочтения; развивать память, навыки выделения главных черт, индивидуальных стилей писателей, умение анализировать произведения, характеризовать героев, выражать собственное отношение к ним, проводить параллели с современностью, реальной жизнью; воспитывать любовь к литературе, уважение к общечеловеческим ценностям, эстетические вкусы.
Оснащение: «портретная галерея» писателей, выставка их произведений, обобщающие таблицы; ученические иллюстрации.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мир художественной литературы раВНОобразен и почти необъятный. Но каждый человек, который стремится быть образованным, должен ознакомиться с «вершинами» - выдающимися писателями мировой литературы и их произведениями. В этом учебном году мы совершили путешествие в ХІХ век и, возможно, открыли для себя, что некоторые ценности не меняются со временем, являются вечными ценностями - любовь, дружба, честь, порядочность, доброта. И какими бы разными не были люди, им хочется именно этого. Кто же выбирал другие приоритеты - власть, богатство - непременно разочаровывался, терпел сокрушительное поражение. Сегодня мы еще раз вернемся к произведений, их героев, идей, над которыми размышляли на уроках литературы, и попробуем понять их значение, эстетическую привлекательность с позиций человека ХХІ века.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Обобщение и систематизация изученного
1. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского и проблемного характера
¦ Вспомните, до каких стран мы путешествовали, каких писателей и какие произведения изучали.
¦ Совместите писателей и их произведения.
Ч. Диккенс
О. де Бальзак
Ф. Достоевский
Л. Толстой
Е. Золя
Стендаль
А. Чехов
О. Уайльд
А. Рэмбо
П. Верлен |
«Красное и черное»
«Карьера Ругонов»
«Человек в футляре»
«Гобсек»
«Преступление и наказание»
«Приключения Оливера Твиста»
«Анна Каренина»
«Портрет Дориана Грея»
«Поэтическое искусство»
«Пьяный корабль» |
¦ Найдите понятие, объединяющее.
Примечание. Слова, написанные курсивом, ученики вписывают самостоятельно.
¦ Расскажите про своего любимого героя из литературы ХІХ века (или подготовьте презентацию любимой книги).
¦ Какие литературные течения и направления столкнулись, соединились в ХІХ веке? Почему писатели постоянно находились в поиске?
¦ Продолжите предложения:
Верлибр - это... (неримований неравносложный стих). Верлибром писал. (В. Уитмен).
Поэтами-символистами есть... (П. Верлен, А. Рембо)
К психологически-философских романов принадлежит... («Преступление и наказание»).
«Семейный» роман написал... (Л. Толстой).
Представителем натурализма является... (Е. Золя).
2. Мини-диспут «может Ли литература ХІХ века чему-то научить современного человека»?
3. Решение кроссвордов
Учитель. Разгадайте кроссворд, заполнив «лесенку» названиями литературных течений и направлений XIX - начале XX вв.
(Ответы: эстетизм, символизм, натурализм, импрессионизм, неоромантизм)
Разгадайте кроссворд, состоящий из художественных приемов и средств, которые вы изучали в течение учебного года.
По горизонтали:
1. Высказывание, расходящееся с общепринятым понятием; совмещение несовместимых понятий. (Парадокс)
2. Внушение определенного эмоционального состояния. ( Суггестия)
По вертикали:
2. Условный знак, отражающий какое-либо явление; имеет общезначимый смысл; неопределенность, многозначен. (Символ)
V. Домашнее задание
Подготовиться к презентации творческого проекта.
VI. Подведение итогов урока
Примечание. Можно объявить результаты рейтинга успеваемости десятиклассников, отметить работу учащихся на уроке.