3 КЛАСС
НА ИВЕ ГРУШИ, А НА ОСЫКЕ КИСЛИЦЫ
Урок 30
Тема. Итоговый урок. По страницам любимых книг
Цель: обобщить знания учащихся по изученным темам; вспомнить фамилии, имена писателей и названия произведений, которые больше всего поразили, полюбились; учить обосновывать свой выбор так, чтобы вызвать интерес к любимого писателя и его произведений в своих одноклассников; развивать смысловую, образную память, умение обобщать; воспитывать интерес к чтению произведений зарубежных писателей.
Оборудование: кроссворды; карточки «Назови страну»; схема анализа произведения; карта Европы; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Распределение детей на команды с помощью лічилочки:
1-я команда - «Смекалистые»; 2-я команда - «Знайки».
Дети в командах самостоятельно выбирают капитанов, учитель тактично направляет этот выбор. В роли ведущего выступает классный руководитель. В состав жюри приглашают учителей, психолога и т.д.
II. Сообщение темы и цели урока
Дети, сегодня наш класс необычный -
КВН сегодня у нас!
Клуба веселых и находчивых
Для умных и умелых
Открывать дверь время.
Будьте готовы на подвиг и труд -
Вас интересные задания ждут.
Пожелаем вам удачи
И к труду в добрый путь!
- А оценивать ответы команд будет жюри. (Объявление членов жюри.)
III. Основная часть
>> 1 тур. Кроссворд «Отыщи героев»
1-я команда
М |
К |
в |
с |
е |
т |
т |
и |
А |
н |
д |
и |
с |
а |
ш |
к |
в |
Г |
е |
к |
в |
в |
л |
е |
н |
я |
т |
к |
2-я команда
с |
С |
т |
а |
с |
Б |
а |
б |
в |
П |
и |
к |
и |
Д |
и |
в |
г |
Л |
а |
г |
к |
д |
в |
с |
в |
к |
а |
г |
и |
н |
ь |
я |
>> 2 тур. Игра «Назови страну»
Каждой команде раздаются карточки с фамилиями авторов изученных произведений. Какая команда правильнее и быстрее вспомнит страну, в которой жил и творил автор, и покажет ее на карте?
1-я команда
Януш Корчак
Николай Носов
Джеральд Даррел
Алан Милн
2-я команда
Виктор Гюго
Мира Лобе
Виталий Бианки
Эдвард Лир
>> 3 тур. «Дай ответ»
1-я команда
- Какие произведения называют небылицами?
- Могут ли животные выжить без человеческой помощи? Приведите примеры из произведений.
2-я команда
- Чем рассказ отличается от повести?
- Может волк жить среди людей? Докажите свое мнение на основе прочитанных произведений.
>> 4 тур. «Изобрази любимого героя»
Каждая команда решает коллективно, кого они будут изображать. На столе - 2 листа чистой бумаги. Все участники команд по одному подходят к своему листа, каждый участник рисует одну деталь. Какая команда лучше изобразит своего героя, но и побеждает.
>> 5 тур. Конкурс капитанов
Учитель раскладывает на парте названия изученных произведений (обратной стороной). Капитаны команд подходят и выбирают один из них. По представленной схеме капитаны по очереди должны перечислить и проанализировать произведение.
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Название произведения и автор
2. Жанр произведения
3. Тема и цель
4. Краткий пересказ произведения
>> 6 тур. Составление небылицы
Каждая команда должна составить небольшую небылицу в течение 5 минут. Один из участников команды зачитывает ее.
>> 7 тур. Творческий конкурс «включи фантазию!»
- С героями каких произведений вы подружились бы и почему?
Команды коллективно обсуждают этот вопрос, один из участников дает ответ.
>> 8 тур. Кто быстрее выполнит задание в тетради
IV. Итоговое слово жюри. Подведение итогов соревнования. Награждение
Примечание. Резервные уроки учитель планирует по своему усмотрению. их можно посвятить обсуждению произведений для дополнительного самостоятельного чтения и провести на основе заданий рабочей тетради.