ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОКИ № 66-67

Тема. Специфика решения темы любви в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Символика образов произведения. (РМ) Дискуссия «можно Ли считать «Портрет Дориана Грея» «моральной» или «аморальной» книгой?»

 

Цель: помочь ученикам раскрыть специфику изображения темы любви в романе, символику образов, ее значение; развивать речь, навыки характеризування образов-персонажей и образов-символов; формировать умение вести дискуссию, обосновывать свои мысли; воспитывать культуру общения, толерантность, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрация к нему.

Тип урока: развитие речи.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Английский писатель конца XIX - начала XX века Оскар Уайльд в своем интеллектуальном романе «Портрет Дориана Грея» поднимает весьма сложные философско-эстетические и нравственные проблемы, задумываясь над соотношением и ролью красоты и морали в жизни личности. О эти проблемы подискутируем и мы сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Развитие речи

1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Исследуйте историю любви Дориана и Сибиллы Вейн. В чем специфика его изображение?

Ожидаемые ответы

Дориан полюбил не Сибиллу, а то, что было воплощено в ее образе. Ему понравились Дездемона, Джульетта и другие героини, которых талантливо, со страстью играла актриса; ее костюмы, декорации. То есть влюбился в искусство и в Сибиллу как его «инструмент». Когда девушка полюбила сама и не смогла играть чужие страсти, Доріанові она стала неинтересной.

Юноша надеется вернуться к Сибиллы, жалеет, что обошелся с ней жестоко. Но был, видимо, не очень одвертим самим с собой, потому что изменения на портрете не исчезали. Грей, анализируя последний разговор с Сибілою, считает, что во всем виновата она, ведь он так страдал. Его больше интересуют собственные чувства и разочарование. Дориан спрашивает себя: «Может, у меня нет сердца?» И признается себе, что эта трагедия (самоубийство девушки) не поразила его души.

Специфика решения автором темы любви заключается в том, что, согласно своих эстетических убеждений (Искусство - высшая красота), герой любит не реальную девушку, а театральное искусство в ней, любит ее как воплощение мастерства актерской игры.

¦ Определите символику образов произведения. (Прежде всего, это - портрет Дориана Грея.)

¦ Как вы считаете, что символизирует портрет Дориана Грея? (Душу героя, его совесть. Мистическую силу, которой герой продал свою душу за вечную молодость и красоту; вечное Искусство.)

¦ С чем были связаны изменения в портрете? (С порочными, преступными действиями и поступками героя)

¦ Почему благородный поступок Грея не улучшил изображение на портрете? (Изменения в душе необратимые; отказ от того, чтобы опозорить сельскую девушку - такой уж это благородный поступок?)

¦ Могут быть символами другие образы романа? Если да, то какими?

¦ Составьте схемы с образами-символами романа.

Ожидаемые результаты

 

 

¦ Определите основные черты стиля творчества писателя.

Ожидаемые ответы

Для художественного мира О. Уайльда являются характерными:

• художественное исследование взаимоотношений человека и искусства, эстетики и морали, красоты и зла;

• изображение внутренней жизни личности не с помощью тщательного психологического анализа, а сквозь призму идей, которые ею управляют, а также с помощью символов, которые обозначают ее психические состояния;

• особое внимание к процессу чувственного познания мира и сопоставление его результатов с устоявшимися нормами морали, социального поведения;

• наличие парадоксов через склонность писателя к сомнений и отрицания очевидных истин;

• использование заимствованных сюжетов, персонажей, образов (мифологических или библейских), которые он нередко иронически переосмысливает с точки зрения современности;

• стилевое совершенство языка, афористичность и подчеркнутая риторичность языка персонажей; яркая метафоричность описаний.

 

2. Дискуссия по роману А. Уайльда

¦ Можно ли считать «аморальной» книгой роман «Портрет Дориана Грея»?

Учитель. В романе А. Уайльда есть упоминание о «ядовитую книгу», которая так повлияла на главного героя и подтолкнула его к аморального образа жизни, оправдание пороков. Поэтому, возможно, произведение «Портрет Дориана Грея» также является такой книгой, как утверждали многие современников Уайльда?

Ожидаемые ответы («за» и «против»)

• «За». Абсолютизируя красоту, Искусство, показывая привлекательность порока, богемной жизни, автор вызывает зависть, желание подражать, «попробовать все». Поэтому книга является «аморальной».

• «Против». Освобождая красоту от морали, автор показывает, как такое высвобождение действует на личность. За содеянное Греем расплачивается портрет - олицетворение души героя. Чем бридкішими есть поступки, тем відразливішою становится душа. В конце концов, они погибают вместе.

• Ни «за», ни «против». Книга сама по себе не может быть ни моральной, ни аморальной». Все зависит от того, как воспринимает читатель, что думает, что отмечает для себя. В подтверждение этого приведем высказывания философов:

· «Чтобы предотвращать всем грехам и победить их, прежде всего нужно признать, что корень каждого греха - в дурных мыслях. Мы все - только последствия того, что мы думаем» (Будда);

· «Определяет судьбу человека то, как она понимает себя» (Торо);

· «Все, что происходило в жизни отдельного человека и человеческих обществ, имело начало в мысли. И поэтому объяснение всего того, что происходило с людьми,- не в предшествующих событиях, а в мыслях, предшествующих этим событиям» (Л. Толстой).

· «Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций);

· «Старайся не думать о том, что считаешь плохим» (Эпиктет);

· «Вряд ли есть что-то более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха любого дела, чем умение человека владеть своими мыслями» (Дж. Локк).

· Сам Е. Уайльд считал: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные».

 

3. Интерактивное упражнение «Займи позицию и обоснуй ее»

¦ Можно ли считать «аморальной» книгой роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»?

· Так

· Ни «да», ни «нет»

· Ни

Ожидаемый вывод

Как видим, единого мнения нет. Несомненным является одно: этот интеллектуальный роман требует значительного труда ума и души читателя; наталкивает на мысль, что нет абсолютной Красоты и она неотделима от Морали.

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Больше всего на уроке мне запомнилась работа...