ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 65

Тема. «Свет» и «тьма» судьбы Дориана Грея. Может ли красота быть «моральной» или «аморальной»?

 

Цель: помочь учащимся раскрыть образ главного героя, его идейно-художественные особенности, специфику воплощения; развивать навыки характеризування героев, анализ философских и морально-этических идей, что в них воплощены, умение вести дискуссии; воспитывать любовь к литературе, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Красота души придает очарования даже невзрачному телу,

точно так, как уродство души возлагает на найчудовішу

телосложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый

отпечаток, который вызывает в нас необъяснимое отвращение.

Г. Лессинг

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Красота души придает очарования даже невзрачному телу, точно так, как уродство души возлагает на найчудовішу телосложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который вызывает в нас необъяснимое отвращение»,- писал немецкий философ Г. Лессинг (обращение к эпиграфа урока). И это утверждение наиболее точно отражает суть главного героя романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея», его духовную деградацию. Над проблемой «прекрасное-уродливое» мы и будем работать сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Эвристическая беседа

Каким и кем был Дориан для Бэзила до встречи с лордом Генри?

¦ Зачитайте эпизод о том, каким увидел Генри портрет Дориана, прокомментируйте его.

¦ Какая мечта появляется у юноши?

¦ Чем является искусство для главных персонажей произведения?

¦ Почему портрет так поражает Дориана? Почему чувство радости в героя меняется на чувство страха?

¦ За что Дориан полюбил актрису Сибилу Вэйн и почему быстро разочаровался в ней?

¦ Когда и почему у Грея возникло желание спрятать портрет?

2. Творческо-практическая работа

 

¦ Изобразите графически (или словесно) ступени падения (деградации личности) Дориана Грея, сделайте выводы.

Ожидаемые ответы

· Осознание героем своей красоты, страх ее потерять, а вместе с этим - и любовь людей, их восхищение им.

· Разрыв с Сибілою Уэйн, которую он полюбил как актрису с ее театральными языком, жестами, костюмами, страстями, а не как реального человека, девушку.

· Увлечение книгой, что разбудила в нем нездоровые грезы и мечты.

· Пресыщение, блуд.

· Убийство Бэзила, доведение до самоубийства Алана Кэмпбелла.

· Ощущение постоянного страха, мания преследования после встречи с братом Сибиллы - Джеймсом Уэйном.

· Убийство собственной совести, души.

Вывод. Человек без совести, без души не может существовать. Духовный мир, замкнутый на самом себе, бедный и не может развиваться. Красота и преступление - понятия несовместимые.

¦ Определите изменения, художественные детали, которые состоялись в «портрете-души» Дориана Грея после его поступков и действий.

 

Поступки и действия Дориана Грея

Эгоистичное отношение к Сибиллы Вейн

Убийство Бэзила

Холлуорда

Смерть Алана Кэмбела

«Пощада» Гетти Мертон

«Убийство» портрета - «души»

Художественные детали - изменения в портрете-души

Складка жестокости у рта

Похотливая улыбка, отвратительная влага, красная и лоснящаяся

Ужасная порча изнутри

Хитрувата лицемерная улыбка

Кровь с пальцев рук и ног будто капала. Портрет хозяина в блеске волшебной юности и красоты

Изменения внешности героя

Красота и великолепие молодости

Расцвет красоты и привлекательности

Неизменно красивый

Такой же молодой и красивый

Мертвец в вечернем костюме, осунувшийся, вплоть взгляд воротило

 

3. Проблемный вопрос

¦ Кто, по вашему мнению, виноват в трагедии Дориана Грея? Что есть «свет», а что - «тьмой» в его судьбе?

Ожидаемые ответы

Прежде всего, сам герой, ведь у него был выбор - «идти по ступенькам вниз или вверх»; лорд Генри, который привил юноше - неопытному человеку, опасные мысли, «разбудил» и «подогрев» темные страсти в его душе; общество, которое наблюдало за его моральным падением; «ядовитые» книги и и др.

 

4. Мини-диспут «может Ли Красота быть «моральной» или «аморальной»?»

1) Вступительное слово учителя (или ведущего)

Ф. Достоевский говорил, что красота спасет мир. Герои О. Уайльда и сам автор в предисловии так отзывается о красоте:

• «Красота есть проявление Гения - и даже выше Гения»;

• «Красота - это одна из великих истин мира»;

• «Красота - вне всяких сомнений, ей дано божественное право на верховенство»;

• «Красота... не такая тленная, как Мнение»;

• «Для меня Красота является чудом из чудес».

Стендаль писал, что «красота есть лишь обещание счастья».

• Так что же такое Красота, как она соотносится с Нравственностью, Добром и общепринятыми морально-этическими категориями? (Предположения учащихся.)

2) Составление «ассоциативного куста к слову «Красота»

Крилатість, сказка, колорит, кульминация

радость, романтизм

Аллюзия, аналогия

Сила, символ, синтез, стиль

Апогей

Примечание. Возможен также такой вариант «ассоциативного куста».

 

 

3) Слово учителя (или ведущего) с элементами беседы Как видим, понятие о красоте и ассоциации, связанные с этим словом, у каждого разные. Пожалуй, не существует абсолютной красоты. Это категория относительная, для каждой эпохи, нации, категории она может быть своя.

Вспомним сказку «Дюймовочка» - как Жук представил друзьям свою невесту и какой была их реакция...

Следовательно, сама по себе красота не может быть ни нравственной, ни безнравственной. Внешность обязательно связана с внутренней сущностью, намерениями и действиями.

¦ Если считать синонимами слова красивый, хороший, счастливый, то может ли быть хорошим человек, который живет в гармонии с собой и в разладе с другими хорошими людьми?

¦ Можно ли быть счастливым, когда вокруг много несчастных?

¦ Можно ли наслаждаться жизнью, відмежовуючись от беды и проблем?

Над этими вопросами стоит поразмыслить еще не однократно.

 

V. Домашнее задание

Уметь характеризовать образ Дориана Грея, рассуждать о соотношении и значение красоты и морали в жизни людей.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Образ Дориана Грея заставил меня задуматься над...