ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Противоречивость образа Фауста

Слепец, кто гордо носится с мечтами,

Кто ищет равных нам за облаками!

Стань твердо здесь - и вкруг следи за всем:

Для дельного и этот мир не нем.

И. В. Гете

Гете писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые очерки появились в 1773 году, а последние сцены закончено летом 1831 года, за полгода до смерти. За этот период в Европе произошла Великая Французская революция, отгремели наполеоновские войны, революция 1830 года. Менялись и взгляды самого Гете. Место и время действия драмы условные, т.е. лишены точных исторических примет, а Фауст - образ, построенный на обобщенных чертах, присущих людям вообще, в любую эпоху.

В самом начале драмы, в «Прологе на небесах», начинается спор о человеке, о смысле ее существования. По мнению Мефистофеля, человек - существо незначительное, беспомощная, жалкая, все ее притязания на познание мира - сплошное высокомерие:

Я вижу лишь одни мученья человека.

Смешной божок земли, всегда, во всех веках

Чудак такой же он, как был в начале века!

Господь противопоставляет Мефістофелю свою веру в людей:

Пока еще во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен;

Сажая деревцо, садовник уже знает,

Какой цветок и плод получит уже он.

Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Мефістофелю возможность испытать ученого. Таким образом, в «Прологе» не только обозначен основной конфликт драмы, но и намечена его оптимистическая развязка. При этом учтено не только двойственность натуры каждого человека (особенно - Фауста, что идет впереди своего поколения). Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой. Фауст будет постигать истину, преодолевая большие искушения.

В первой сцене мы видим кабинет ученого, разочаровавшегося в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст пытается найти ее с помощью магии. Но - тоже бесполеВНО. Появление Мефистофеля углубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как настоящий ученый, ставит эксперимент над собственной душой. И попытка любви, попытка начать жизнь сначала - часть этого эксперимента. Здесь проявляется аморальность Фауста - он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинной и чистой девушки. Кроме того, соблазнив Маргариту с помощью Мефистофеля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в самый трудный момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И дело не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу ребенка на ее плечи, но и в том, что Маргарита, которая родила ребенка без мужа, страдает от косности и нетерпимости окружения. Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита сама хочет понести наказание. Раскаяние, пусть недолгую, чувствует и сам Фауст. Его эксперимент провалился.

Во второй части драмы Фауст вступает в брак с Прекрасной Еленой, через которую когда вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не удалась: подобно Икаре, взлетевшем к солнцу, погибает их сын, а Елена становится неясным призраком и исчезает.

Фауст пытается превратить окружающий мир. Под его руководством люди осушают часть моря, чтобы построить новый город. Но и здесь реалист Гете показывает, как во имя общего блага разрушен мирный уют двух старых. Гете разоблачает заблуждение очень многих преобразователей: бедному слепому Фаустові кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле - лемуры роют ему могилу. Но усталый старый герой все-таки обретает счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, и старец пусть ведет,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

И тогда миг стоит остановить: жаль только - цель недостижимая. Мефистофель так и не выиграл свой спор за душу Фауста. Потому что Бог открыл ему вуза нравственность - борьбу за общее благо, и это прозрение равносильно спасению души.

Но одна из главных проблем драмы, как и раньше, является актуальной проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Века, что прошло, полное жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, расходы химической промышленности - пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их беды и радости и не заставлять страдать других, как Фауст, который решил, что ученому и магу все разрешено. Но его вечное дерзание, возражения соблазна покоя и достатка, непрерывный труд во имя будущего достойны подражания и благодарной памяти.