11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Легкое дыхание Ольги Мещерской (рассказы Бунина)
Предреволюционные рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» объединены одной темой, одним настроением - ощущением грядущих катастрофических социальных потрясений. Начиная с «Антоновских яблок» (1900), до последнего предреволюционного года и рассказ «Легкое дыхание» (1916), писателя не оставляет мысль о гибели, обреченности красоты, и это чувствуется в его прозе.
В рассказе «Легкое дыхание» с первых строк сталкиваются несовместимые понятия: с одной стороны, молодость и красота, с другой стороны - смерть и тление. «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий... В самый же крест вделан медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами...»
Это портрет Оли Мещерской.
В пятнадцать лет она уже была красавицей. «Без всяких забот и усилий, как-то незаметно пришла к ней изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз. В последнюю свою зиму Оля, как о ней говорили в гимназии, совсем «сошла с ума от веселья». Она казалась найбезтурботнішою, самой счастливой».
Но вот уже в кабинете начальницы гимназии Оли приходится оправдываться за свою красоту и безоглядные веселье: «Я не виновата, madame, что у меня красивые волосы!» - «О, вон как, вы не виноваты! - сказала начальница. - Вы не виноваты в прическе, в этих дорогих гребнях!»
Так выдвигается обвинение красе. А через месяц пришел и приговор: «...казачий офицер, некрасивый и плебейський на вид... застрелил ее (Олю) на платформе вокзала, среди большой толпы народа...» Страница из дневника Оли, что предъявил казачий офицер судебному следователю как свое оправдание, делает эту гибель еще более бессмысленной, непоясненною. Нельзя же всерьез считать основанием для убийства то, что юная красавица-гимназистка обманула восхищенного ее красотой казачьего офицера, что втрое старше нее.
Остается признать, что причина - в ее красоте, в ее легком дыхании, что «теперь рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
В рассказах Бунина обречено на гибель все, что делает мир живым: молодость, любовь, сила и красота. Революция 1917 года стала для Бунина победой хаоса, безформності и безобразия. Он воспринял ее как невосполнимую утрату красоты, порядка, гармонии. В «Окаянных днях», написанных Буниным в первые послереволюционные годы, звучит все та же тревога о судьбе красоты и молодости в России: «Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут облепленные им, - красота и радость... синие глаза из-под поднятой к лицу меховой муфты... Что ждет эту молодость?»
|
|