ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №51

 

Тема. Онегин как воплощение типа «лишнего человека»; противоречивость его чувств и поступков

Цель: формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обрабатываемый материал; формировать читательские навыки исследовательского характера, характеризовать образ.

Онегина; способствовать формированию гуманной личности. Оборудование: портрет А. Пушкина; тексты романа в стихах «Евгений Онегин».

Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.

 

Весь мир мне чужой, я чужой для мира.

Дж. Байрон

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Словарная работа

Дух - сознание, мышление, действия, которые определяют конституцию поведения человека.

Духовность - умственная деятельность в сфере духа.

Гедонизм (греч. liedone - наслаждение) - принцип обоснования моральных требований, по которому основной движущей силой в человеке, которая заложена в ней от природы и которая определяет все ее действия, является наслаждение.

 

2. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Сегодня мы поговорим о Евгения Онегина, которого считают образцом «лишнего человека», о противоречивости его чувств и поступков. (Учащиеся записывают тему урока, объясняют эпиграф.) Каким является духовный мир Онегина? Или он занимается умственной деятельностью, связанной с формированием его сознания, жизненных принципов и мировоззрения? Которой является мотивация его поступков и что заставляет его поступать именно так?

 

3. Работа над темой урока

 

1. Общая характеристика образа Онегина

Работа ведется в 5-ти группах.

Задания для групп

Группа 1. Рассказать о петербургский период жизни Онегина (один день, 1 глава).

Ожидаемый ответ

Автор сосредоточивает внимание не на изображении психологической характеристики героя, а на его занятиях, то есть описывает стиль жизни Онегина; изображает внешнюю, а не внутреннюю сторону этой жизни: знания, умения и наклонности, способы соблазнить женщину, занятия в течение дня, развлечения, предметы, окружающие героя. В глаза бросается теснота мира, в котором произошла подмена личности вещью, духовное - материальным.

Группа 2. Объясните философские принципы жизненной позиции Онегина, его отношение к окружающему миру; составляющие его жизни (1 глава).

Ожидаемый ответ

Жизнь ради наслаждения - основной принцип жизненной фило-софии Онегина. «1 жить торопится и чувствовать спешит» (слова П. Вяземского, взятые автором в качестве эпиграфа к 1 главе). Его жизнь движется по замкнутому кругу, оно бессмысленное и бездарное, типичная массовая модель искажения личности. Мир воспринимается Онегиным как место ежедневных наслаждений и развлечений.

Группа 3. Объясните, Онегин понял последствия своего образа жизни, понимает ли он причины своей «болезни». Как относится автор к затронутых проблем?

Ожидаемый ответ

Онегина охватила «русская хандра»: «внутреннем человеке» в его жизни нет места, он чувствует себя больным потому, что в душе он - живая и полна сил человек, который живет в полной бездеятельности. Уединяясь, он пытается найти выход. Герой убежден в том, что мир и люди несовершенны. Автор убежден: Онегин выше той жизни, которой живет. На протяжении романа Пушкин пытается это доказать.

Группа 4. Объясните противоречия в поступках Онегина и то, как его действия повлияли на его дальнейшую судьбу.

Ожидаемый ответ

В поступках Онегина нет противоречий. Все они продиктованы или светской моралью, или понятиями высшей морали и совести. Основная коллизия находится не в сфере поступков, а в сфере светского и общечеловеческой морали. Именно между ними зажата живая натура Онегина со сложившимися ложными понятиями. Понимание причин поступков героя помогает раскрыть авторский замысел.

Группа 5. Объясните, какова основная черта характера Онегина (на основе всего произведения).

Ожидаемый ответ

Онегин - человек оживленная, возбужденная, сообразительная, легко общается, доброжелательная. Но он неправильно воспитан «французом убогим», поэтому несерьеВНО относится к труду и людей, переоценивает себя и свои возможности. К этому следует добавить сведения о его социальное и материальное положение (он является богатым и знатным наследником), образование, ум, внешность денди, молодость. Но его угнетает мысль о том, что он в жизни остается незадействованным, ничем не умеет заниматься.

 

IV. Слово учителя

Онегин как воплощение типа «лишнего человека»

Учитель. Термин «лишний человек» принадлежит И. Тургеневу, который в 1849 году написал «Дневник лишнего человека». «Лишним человеком» мы называем литературный тип, для которого характерно конфликт с обществом и невозможность реализовать себя в условиях этого общества.

Вопрос к классу

4) можно Ли назвать Онегина "лишним человеком"? (Онегина мучает бездействие, его гнетет понимание того, что он ничем нужным не занимается, не умеет работать для чьей-то пользы. Он одарен от природы, но в силу разных обстоятельств не может реализовать свои знания и умения. Именно поэтому он чувствует себя «лишним» в своем окружении и в своем обществе.)

 

IV. Обобщающая беседа

5) Мы говорили о благородстве души Онегина. Мог ли он отказаться от дуэли с Ленским? Что ему помешало это сделать?

6) С каким чувством воспринял Онегин смерть Ленского? Состоялся в его душе какой-то существенный перелом, или он изменился?

7) Объясните, почему Онегин довольно «холодно» ответил на признание Татьяны в любви.

8) верите Ли вы, что Онегин сумел по-настоящему полюбить Татьяну, встретив ее снова через несколько лет?

 

IV. Рефлексия

 

1. Подведение итогов

Учитель. Молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным и противоречивым характером. Он вырос без матери, отец мало обращал внимания на сына, поручив его воспитание «убогим» гувернерам. Поскольку воспитание оказалось губительным, Онегин вырос эгоистом, который не обращал внимания на чувства, интересы и страдания других людей. Он даже не замечает, что обижает людей. Образ жизни Онегина - лень, скука и поиски удовольствия. Однако мы понимаем, что в его образе обобщенно образ жизни многих молодых людей того времени. В отличие от большинства представителей правящего класса он не потерял чувствительности, совести и благородства. Он духовно выше многих представителей своего круга.

Знакомство с Ленским, который получил образование в одном из лучших университетов Германии, открыло в душе Онегина скрытое за маской эгоизма и равнодушия стремление искренних взаимоотношений между людьми. Поэтичность души Татьяны он сразу почувствовал, даже не услышав ее голоса, что свидетельствует о его доброжелательность. Его «холодное» отношение к Татьяне тоже имеет свое объяснение. Под влиянием событий, изображенных в романе, в его душе происходит эволюция - в последней главе он не избалован и манерный юноша, с которым мы познакомились на первых страницах произведения. Но, убегая от мира, Онегин не смог убежать от самого себя.

 

3. Методика «Пресс»

• Что я думаю о Онегина?

Методический комментарий

Методика «Пресс» призвана помочь учащимся научиться формулировать четкие, полные и аргументированные ответы. Ответ строится по схеме:

3. Собственная позиция. «Я считаю, что...».

3. Обоснование: «...потому, что...».

3. Пример. «Например, ...».

3. Выводы. «Итак (поэтому), я считаю...».

 

4. Выразительное чтение наизусть письма Онегина к Татьяне

 

5. V. Домашнее задание

 

Характеризовать образ Татьяны Лариной; по желанию учащиеся готовятся к выразительному чтению наизусть письмо Татьяны к Онегину; объяснить значение слов «романтик», «реалист».