УРОК № 50
Тема. «Евгений Онегин» - социально-психологический роман в стихах. Духовный мир его главных героев
Цель: дать понятия по теории литературы об особенностях жанра романа; формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обрабатываемый материал; формировать умения делать краткие и содержательные записи в тетради, развивать читательские навыки исследовательского характера; способствовать формированию гуманной личности.
Оборудование: портрет А. Пушкина; снимки с изображением исполнителей роли Онегина в опере П. Чайковского.
Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.
Миг вожделенный настал:
Окончен мой труд многолетний...
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных сугроб.
О. Пушкин
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. Работа над кроссвордом
• Любимый французский поэт Пушкина. (Вольтер)
• Известный русский поэт, с которым Пушкин познакомился в Царском Селе. (Жуковский)
• Имя противника, от руки которого умер Пушкин. (Дантес)
• Родовое имение матери Пушкина. (Михайловское)
• Фамилия жены Пушкина. (Гончарова)
• Фамилия главного героя романа в стихах. (Онегин)
• Фамилия древнего славного предка Пушкина по матери. (Ганнибал)
• Привилегированное учебное заведение, в котором учился Пушкин. (Лицей)
• Еще при жизни Пушкин получил всенародную... (любовь).
• Город на юге Украины, где поэт плодотворно работал. (Одесса)
• Город, в котором родился Пушкин. (Москва)
• Одна из самых известных сказок поэта - «Сказка о рыбаке...» (рыбке)
• Известная поэма Пушкина о Мазепе. (Полтава)
• Место, где Пушкин лечился на водах. (Кавказ)
Ключевое слово: название одной из самых известных первых поэм Пушкина. («Руслан и Людмила»)
• Работа с таблицами ЗХВ
Ученики озвучивают вопросы из второй графы («Хочу узнать»), которые у них возникли, и объяснения относительно них. Если ответов не нашли, такие ответы дает учитель или указывает точное источник ин-формации.
• Работа со словарями
Теория литературы
Эпос - изображение человеческого характера в действия через участие в событиях и взаимоотношениях с людьми.
Роман - эпическое произведение большого объема, где жизнь обычных людей раскрывается на фоне исторически или социально значимых событий или обстоятельств.
Характерные признаки романа:
IV. изображения всесторонней картины жизни людей и сложного круга жизненных явлений;
V. несколько сюжетных линий;
VI. наличие системы равнозначных персонажей;
VII. значительная длительность событий во времени.
VIII. Жанровые формы романа:
IX. семейно-бытовой - история одной или нескольких семей;
X. социально-психологический - изображение и анализ душевного состояния героев;
XI. исторический - изображение конфликтов эпохи;
XII. любовный - история любви;
XIII. приключения - история путешествий.
XIII. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Роман О. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе. Известный русский критик В. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». И для самого автора это произведение было очень значимым. (Работа с эпиграфами урока учитель зачитывает и комментирует.)
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрость, зрелость, горькие часы без сна, разочарования и надежды - вся жизнь прекрасного, гениального человека. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)
XIII. Работа над темой урока
1. Особенности романа О. Пушкина «Евгений Онегин»
Учитель. Работу над романом Пушкин начал 1823 года в Кишиневе. 4 ноября того же года он писал Вяземскому: «что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница...» В чем же эта разница? Писать стихами, тем более, писать стихами роман - это означало для Пушкина писать принципиально по-другому, чем прозой, подчиняться совсем другим художественным законам, создавать совершенно иной по своей внутренней структуре художественный мир. Стихи в большей степени, чем проза, позволяют отходить от привычного и традиционного, потому что поэт ощущает себя в мире стихов свободнее. В своем рассказе он может опускать некоторые обязательные для прозаического произведения связи и мотивации, смешивать временные и пространственные планы, позволять больше стилевой и художественной игры, избегать некоторых линий сюжета и, по желанию или по внутренней потребности, снова возвращаться к ней. В стихах становится возможным и допустимым использование «неточного» слова, которое способно сохранить то, что Пушкин больше всего ценил,- «живой, теплый, внезапный отпечаток мыслей, чувств, впечатлений».
2. Работа с текстом романа
Работа ведется в 4-х группах.
Задания для групп
Группа 1. Подготовить сообщение о географическом расположении мест, где происходят события романа, времени года, описанные в романе, общую продолжительность и историческое время романа.
Ожидаемый ответ
Действие происходит в Петербурге (1, 8 главы романа), в Москве (7 глава), в провинции - в деревне (2, 7 главы). Эпоха, изображенная в произведении,- период царствования Александра i (между войной 1812 года и декабрьским восстанием). Действие происходит в течение 10 лет. При этом первые 16 лет жизни Онегина описаны лишь в 3 строфе 1 главы, а следующим 8 годам посвящен весь роман, кроме лирических отступлений. Двум годам жизни в селе посвящены 5 глав романа (2-7); действие начинается летом, в деревне герой живет также осень, зиму, действие 7 главы разворачивается ранней весной. Восемь лет жизни Онегина в Петербурге описаны как один день героя.
Группа 2. Подготовить сообщение о социальные слои общества, описанные в романе, их отношения, быт, взгляды, культуру.
Ожидаемый ответ
Автор показал основные социальные слои общества России: аристократическое светское общество Петербурга, городскую бедноту, поместное дворянство, московское светское общество. Эти социальные слои живут закрытым и совершенно раВНОй жизнью. Единства нет даже внутри одной социальной группы: дворяне столичные, московские и провинциальные имеют разные духовные приоритеты, живут рез-им духовной жизнью. В произведении показаны занятия и досуг дворян в столице, городе, селе, зимой и летом; описаны интерьеры городской квартиры и помещичьей усадьбы, мода, гастрономия; есть описания народных праздников, примет и обрядов.
Группа 3. Подготовить сообщение о экономическое и культурное состояние русского народа в начале XIX ст.
Ожидаемый ответ
Реформы Онегина в деревне свидетельствуют о том, что начала распадаться крепостническая система. Образованные люди увлекались новыми философскими течениями (упоминается имя Канта, сторонником которого является Ленский). Онегин следит за развитием европейской науки. В связи с этим упоминаются имена Гиббона, Гердера, Биша, Тиссо, Беля и Фонтенеля. На автор оставил в стороне и литературу: упоминаются имена Руссо, Ричардсона, Сталь, Крюднера, Коттеня. Большую роль играл также театр (автор оставил нам характеристику авторов репертуара, постановщиков балета и посетителей театра).
Группа 4. Определить систему образов романа, определить основной конфликт романа. Ожидаемый ответ
В произведении присутствует ряд равнозначных образов, которые воплощают два образцы миропонимания: «те, которые берут от жизни все» - Онегин, отец Онегина, его дядя, родители Татьяны, Ольга и др.; «те, которые стремятся изменить мир» - поэт, Татьяна, Ленский.
Таким образом, кроме главного героя, именем которого названо произведение, есть еще другой главный герой, глазами которого мы смотрим на события, изображенные в романе,- сам автор. Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.
XIII. Рефлексия
Подведение итогов
Беседа
XIV. Почему роман «Евгений Онегин» называют социально-психоло-технологическим романом? (Признаки социального романа: есть описания жизни разных слоев общества, социума; психологического изображена психологию, внутренний мир героев.)
XV. В чем, по вашему мнению, заключается основное различие между романом в стихах от прозаического романа? (В отличие от эпических произведений средних веков и Возрождения, является наличие автора как персонажа.)
XVI. Какую роль играют авторские отступления в произведении? (С помощью отступов автор знакомит читателя со вкусами, культурным мировоззрением и интересами представителей российского общества, мы чувствуем его отношение к обществу, в котором он живет, автор раскрывает сокровенный духовный мир своих героев.)
• Домашнее задание
Характеризовать образ Онегина; для желающих: подготовить выразительное чтение наизусть письма Онегина к Татьяне.