Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
Каждая страница творчества великого немецкого романтика - это страстная борьба прекрасной души поэта с низменным, уродливым миром. Свою личную судьбу Гофман видел как часть общей судьбы «маленьких людей», которые стояли на пороге двойного бытия: между мизерными делами и большими иллюзиями. Окружающая хроническое убогство, атмосфера филистерства приводили к неприятию действительности. Спасение от духовно ограниченного, пустого, серого жизни автор находит в романтических мечтах, в искусстве, что является единственной суверенной частью человеческого духа.
В сказке-новелле «Малыш Цахес» перед нами дійсніть предстает в образе страны, где введен «просвещение». Гофман разоблачает с помощью всевластной иронии причудливую величие великих князей, гофмаршалів, широко используя средства фантастического гротеска. Это кукольная государство, где все похоже на нелепый маскарад, все ниточки которого держит уродец - карлик Цахес. Родившись уродом, он благодаря милости феи имеет три магические волоски, которые делают его в глазах других людей мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужой труд, славу, любовь, он становится первым лицом в стране. Это всевластный министр, кавалер ордена зеленого тигра с двадцатью пуговицами. Итак, духовная и физическая уродец Цахес является сердцевиной філістерського мира. Гофман и подает его в карикатурно-комический, сниженном плане.
Філістерство в науке символизирует комическая фигура профессора Моша Терпіна, «апостола механизации жизни», что изучает «птиц и животных в жареном виде».
Кукольном механическом мира противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты філістерського существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Бальтазар олицетворяет художника, а не филистера, на которых поделил мир Гофман. И именно ему открывает тайну власти ужасного чудовища Цахеса мудрый Проспер Альпанус. Только Бальтазар может освободить мир от алчности, потому что он «одаренный внутренней музыкой». Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розы, потому что способен видеть тайны природы.
Как в настоящей сказке, здесь побеждает Добро. Цахес погибает, оказавшись в серебряном горшке. В чем же загадка его судьбы?
Фея жестоко ошиблась, считая, что «внешний прекрасный дар прорастет и в твоей душе. Но внутренний голос не проснулся. Твой косний, жизненно несостоятелен дух не смог подняться, ты не отделялся от низости».
Итак, життєтворчий дух - это дух художника, а філістерство есть только уродство настоящей жизни. Именно это доказывает нам сказка-новелла великого романтика, который стал одним из руководителей человечества в его духовных блуканнях.
|
|