ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Лирическое «я» Анны Ахматовой

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Великий русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонией. Уний все было значимо - и чеканная, скульптурная внешность и духовный мир. Ахматовой немало досталось в жизни: расставания, потери близких, тюрьмы и лагеря, что выпали на долю мужа и единственного сына, клевета, болезни. Но высокая воля души помогла ей не сгибаться под любыми ветрами обид и несправедливостей.

Уже прежде;: ее книга, «Вечер», вышедшая тиражом триста экземпляров в 1912 году, свидетельствовала о том, что в русской литературе появился новый мастер с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Ахматова чутко откликалась на те грозные события, которыми было переполнено XX века - Первая мировая война, революция, суровые тридцатые, сороковые роковые».

В 1917 году Ахматова на руинах прошлой жизни принимает решение, которому осталась верна всю жизнь. Она разделяет со своей Родиной ее нелегкую судьбу, остается в России. Ахматова принимает все ужасы и несправедливости новой жизни, упрямо неся звание русского интеллигента, охранника русской культуры, русского слова. И находит в себе силы надеяться на духовное возрождение народа. Поэтому она имела полное право написать:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В 30-е годы Ахматова создает свой «Реквием» - духовный памятник миллионам замученных в лагерях, оставшихся без близких. Она оплакивает свой народ, поколения людей, что «ни единого удара не отклонили от себя». Свою беду она смогла перелить в скорбные строки поэмы:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду то же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Когда на нашу землю пришло великое бедствие, крупная война, спокойный и строгий голос Ахматовой произнес клятву:

Мы знаем, что ныне стоит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(«Мужество»)

Еще гремели залпы и горели города, когда Ахматова начала по-новому осмысливать свою эпоху. В 1943-1945 годах он создает цикл «Северные элегии», в которых говорит о судьбе современников. Мудрый талант Ахматовой замечал не только эпохальные вехи истории. Нет, до конца дней она умела видеть земной и «вещественный» мир вокруг себя, слышать музыку и птиц:

У меня не выяснены счеты

С пламенем, и ветром, и водой...

Оттого-то вдруг мои дремоты

Вдруг такие распахнут ворота

И ведут за утренней звездой.

(«Многое, еще, наверно, хочет...»)

Голос Ахматовой до конца оставался женским, высоким и властным, наполненным то муками ревности, то светлой памятью о любви, которое ушло. Поэт, «научивший женщин говорит», сумел говорить от имени всего поколения, философски осмыслить высокое таинство жизни и профессии. Не случайно в цикле «Тайны ремесла» Ахматова написала:

Не должен быть очень несчастным

И, главное, скрытным. О нет! -

Чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт.

Ахматова щедро делилась с нами секретами своей человеческой и творческой сути, переливами своего поэтического «я». И в этом - простота и величие ее лирики.