ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

7КЛАСС

 

СЕРБСКАЯ НАРОДНАЯ БАЛЛАДА

 

СМЕРТЬ МАТЕРИ ЮГОВИЧІВ

 

Милый Боже, что за странное чудо!

Ой собралось войско на Косово,

А в том войске Юговичів дев'ять1,

А десятый Юг-Богдан уважаемый.

Молит Бога Юговичів мать,

Чтобы он дал ей глаза соколиные

Да еще и белые крылья лебединые,

Пролететь на Косово ровно

И увидит Юговичів девять,

Десятого - отца Юг-Богдана.

Как молила, вымолила у Бога:

Дал ей Бог и глаза соколиные,

Дал ей Бог и крылья лебединые.

Поэтому она мелькнула на Косово,

Видит мертвых Юговичів девять,

Десятого - отца Юг-Богдана.

Девять там копий в землю вбит,

Что сидит на каждом ясен сокол,

Что стоит при каждом лошадь юношеский,

А лежит при каждом лев прелютий2.

Заржали девять добрых коней,

Взревели девять свирепых львов,

Девять соколов заклокотали...

 

1 Число 9 является типичным для фольклора.

2 В славянском фольклоре витязи часто изображаются в сопровождении соколов и гончих. В данном случае образ свирепых львов вместо гончих символизирует воинскую доблесть братьев Юговичів.

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не проронила,

Взяла всех девять добрых коней,

Взяла всех девять свирепых львов,

Взяла и соколов тех девять.

Вернулась в дом свой белый.

Издалека невестки познали,

Встречать выбежали свекровь, -

Девять вдовиц здесь закувало,

Заридало девять здесь сироток,

Еще и заржало девять добрых коней,

Заревіло девять свирепых львов.

Девять соколов залкекотало.

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не обронила.

А как север ночью наступила,

Заржал Демьянов конь буланый,

Спросила мать у невестки:

«Невістонько, Демьянова милая!

Почему заржал Демьянов конь буланый!

Или он хочет белой пшеницы,

Воды он стремится с Звечана1»

Сказала Демьянова женщина:

«Ой, свекрухо, Демьянова нене!

Он не хочет белой пшеницы,

Ни воды не стремится из Звечана,

И его Демьян так призвичаїв,

Что овес к полуночи он жует,

А в полночь руша в дорогу.

Поэтому скучает за своим господином,

Что до него долго не приходит».

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не обронила.

Утром, как на свет благословилось,

Прилетели две вороны-вороны,

Что в крови им крылья по мышцы,

Что из клювов белая пена капле.

1 Звечан - в песне река неподалеку Косово поля. На самом деле такой реки не существует, такое название имеет город вблизи Косово.

 

А несут они юношескую руку,

Золота на той руке кольцо, -

Бросили они эту руку изменены.

Взяла руку Юговичів мать,

Обернула, взглянула на нее,

Підклика Демьянову жену:

«Невістонько, Демьянова милая!

Узнаешь руку эту юношескую?»

Сказала Демьянова женщина:

«Ой, свекрухо, Демьянова иметь!

Эта десница нашего Демьяна,

Я познала золотое обручальное кольцо,

Что дала Дем'янові при браке».

Взяла мать Демьянову руку,

Обернула, взглянула на нее;

В руки произнесла тихонько:

«Ручко милая, грушко недозрелая!

Где ты выросла, где тебя сорвали?

А выросла ты в мне на лоне,

А сорвали на Косово ровном!»

Сердце здесь напружилося в нее,

От боли сердце у нее лопнуло

По сынах по девять с горя,

По десятом Юг-Богдане сивім.

Перевод М. Рыльского

Комментарий

Славное героическое прошлое страны, яркие и трагические страницы истории обычно воспеваются в народных эпических песнях. К таким песням относятся героические юношеские песни сербов, болгар, македонцев, в которых юноши - мужественные воины, богатыри, защитники родной земли.

Сербия, как и другие страны, отстаивала свою независимость и свою веру в битвах с завоевателями, но в 1349 году потерпела поражение на Косовом поле, в результате чего пережила нелегкие времена турецкого порабощения. Несколько веков сербы пытались сбросить турецкое иго и только в 1878 году обрели независимость. Трагедия народа отразилась в героических юношеских песнях, которые исполняли странствующие певцы-гусляры.

Обычно героические баллады воспевающие ратные подвиги и мужество воинов, защитников родной земли, но не меньшую стойкость проявляют и те, кто остается дома - матери и жены. Девять сыновей вырастила мать Юговичів, девять славных воинов. Все они защищали родную землю на Косовом поле, и все полегли, не отступив перед врагом. С ними сложил свою голову и доблестный Юг-Богдан, отец. Милостью Божьей предоставленные матери были «очи соколиные» и «белые крылья лебединые», «мелькнула» она на Косово, где увидела сыновей и мужа своего. Девять копий в землю вбит, а на каждом копье сидит ясень сокол - символ души погибшего героя. А еще при каждом воине конь стоит юношеский - отвага, и лев прелютий - ненависть Юговичів к врагам. И «слезы горькой» не обронила мать, потому что «твердое старушка имела сердце», понимала: сыновья погибли за свободу и счастье родной земли. Несгибаемый твердый дух проявляет мать, когда плачут невестки, что одновременно стали вдовами, она подает им пример мужества. И только когда две вороны-вороны принесли старушке юношескую руку, не выдержало материнское сердце: напружилося и боли лопнуло...

Баллада «Смерть матери Юговичів» - гимн несравненной мужества и стойкости женщины-матери.