7КЛАСС
СЕРБСКАЯ НАРОДНАЯ БАЛЛАДА
СМЕРТЬ МАТЕРИ ЮГОВИЧІВ
Милый Боже, что за странное чудо!
Ой собралось войско на Косово,
А в том войске Юговичів дев'ять1,
А десятый Юг-Богдан уважаемый.
Молит Бога Юговичів мать,
Чтобы он дал ей глаза соколиные
Да еще и белые крылья лебединые,
Пролететь на Косово ровно
И увидит Юговичів девять,
Десятого - отца Юг-Богдана.
Как молила, вымолила у Бога:
Дал ей Бог и глаза соколиные,
Дал ей Бог и крылья лебединые.
Поэтому она мелькнула на Косово,
Видит мертвых Юговичів девять,
Десятого - отца Юг-Богдана.
Девять там копий в землю вбит,
Что сидит на каждом ясен сокол,
Что стоит при каждом лошадь юношеский,
А лежит при каждом лев прелютий2.
Заржали девять добрых коней,
Взревели девять свирепых львов,
Девять соколов заклокотали...
1 Число 9 является типичным для фольклора.
2 В славянском фольклоре витязи часто изображаются в сопровождении соколов и гончих. В данном случае образ свирепых львов вместо гончих символизирует воинскую доблесть братьев Юговичів.
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не проронила,
Взяла всех девять добрых коней,
Взяла всех девять свирепых львов,
Взяла и соколов тех девять.
Вернулась в дом свой белый.
Издалека невестки познали,
Встречать выбежали свекровь, -
Девять вдовиц здесь закувало,
Заридало девять здесь сироток,
Еще и заржало девять добрых коней,
Заревіло девять свирепых львов.
Девять соколов залкекотало.
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не обронила.
А как север ночью наступила,
Заржал Демьянов конь буланый,
Спросила мать у невестки:
«Невістонько, Демьянова милая!
Почему заржал Демьянов конь буланый!
Или он хочет белой пшеницы,
Воды он стремится с Звечана1»
Сказала Демьянова женщина:
«Ой, свекрухо, Демьянова нене!
Он не хочет белой пшеницы,
Ни воды не стремится из Звечана,
И его Демьян так призвичаїв,
Что овес к полуночи он жует,
А в полночь руша в дорогу.
Поэтому скучает за своим господином,
Что до него долго не приходит».
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не обронила.
Утром, как на свет благословилось,
Прилетели две вороны-вороны,
Что в крови им крылья по мышцы,
Что из клювов белая пена капле.
1 Звечан - в песне река неподалеку Косово поля. На самом деле такой реки не существует, такое название имеет город вблизи Косово.
А несут они юношескую руку,
Золота на той руке кольцо, -
Бросили они эту руку изменены.
Взяла руку Юговичів мать,
Обернула, взглянула на нее,
Підклика Демьянову жену:
«Невістонько, Демьянова милая!
Узнаешь руку эту юношескую?»
Сказала Демьянова женщина:
«Ой, свекрухо, Демьянова иметь!
Эта десница нашего Демьяна,
Я познала золотое обручальное кольцо,
Что дала Дем'янові при браке».
Взяла мать Демьянову руку,
Обернула, взглянула на нее;
В руки произнесла тихонько:
«Ручко милая, грушко недозрелая!
Где ты выросла, где тебя сорвали?
А выросла ты в мне на лоне,
А сорвали на Косово ровном!»
Сердце здесь напружилося в нее,
От боли сердце у нее лопнуло
По сынах по девять с горя,
По десятом Юг-Богдане сивім.
Перевод М. Рыльского
Комментарий
Славное героическое прошлое страны, яркие и трагические страницы истории обычно воспеваются в народных эпических песнях. К таким песням относятся героические юношеские песни сербов, болгар, македонцев, в которых юноши - мужественные воины, богатыри, защитники родной земли.
Сербия, как и другие страны, отстаивала свою независимость и свою веру в битвах с завоевателями, но в 1349 году потерпела поражение на Косовом поле, в результате чего пережила нелегкие времена турецкого порабощения. Несколько веков сербы пытались сбросить турецкое иго и только в 1878 году обрели независимость. Трагедия народа отразилась в героических юношеских песнях, которые исполняли странствующие певцы-гусляры.
Обычно героические баллады воспевающие ратные подвиги и мужество воинов, защитников родной земли, но не меньшую стойкость проявляют и те, кто остается дома - матери и жены. Девять сыновей вырастила мать Юговичів, девять славных воинов. Все они защищали родную землю на Косовом поле, и все полегли, не отступив перед врагом. С ними сложил свою голову и доблестный Юг-Богдан, отец. Милостью Божьей предоставленные матери были «очи соколиные» и «белые крылья лебединые», «мелькнула» она на Косово, где увидела сыновей и мужа своего. Девять копий в землю вбит, а на каждом копье сидит ясень сокол - символ души погибшего героя. А еще при каждом воине конь стоит юношеский - отвага, и лев прелютий - ненависть Юговичів к врагам. И «слезы горькой» не обронила мать, потому что «твердое старушка имела сердце», понимала: сыновья погибли за свободу и счастье родной земли. Несгибаемый твердый дух проявляет мать, когда плачут невестки, что одновременно стали вдовами, она подает им пример мужества. И только когда две вороны-вороны принесли старушке юношескую руку, не выдержало материнское сердце: напружилося и боли лопнуло...
Баллада «Смерть матери Юговичів» - гимн несравненной мужества и стойкости женщины-матери.