ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Аналитическая композиция в пьесах Ибсена

Еще при жизни драматурга пьесы Г. Ибсена признавались новаторскими, а их автора вполне справедливо называли создателем аналитической драмы XIX века, что возрождала традиции античной драматургии.

Композиция пьес Ибсена связывалась со строением трагедии Софокла «Царь Эдип», все действие которой подчинена раскрытию тайны - выяснению событий, что происходили когда-то. Постепенное приближение к тайне создает сюжетное напряжение, а окончательное раскрытие - развязку, которая определяет дальнейшую судьбу героев. Такое строение дает возможность создать очень напряженный сюжет. Зритель (или читатель), которому подается определенная жизненная ситуация, должен думать не только над тем, что будет дальше, но и над тем, что было в прошлом, что вызвало эту ситуацию. Такая композиция получила название аналитической.

Г. Ибсен использует аналитическую композицию, чтобы показать несоответствие между внешними проявлениями жизни и его истинной сущностью. Он хорошо знал проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, понимал, что внешнее благополучие скрывает немало трагедий. Аналитическая композиция, по Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, что скрывается за внешне спокойной действительностью.

Так построена пьеса «Кукольный дом», в которой раскрывается сущность внешне спокойной семейной жизни адвоката Хельмера, на самом же деле построенного на обмане и эгоизме. Аналитическая композиция определяется и тем, какую роль в судьбе героев играют события, произошедшие задолго до начала действия. В пьесе «Кукольный дом» эти сюжетные тайны становятся движущими силами в развертывании действия, в развитии характеров героев.

В начале пьесы главная героиня Нора, жена адвоката Хельмера, производит впечатление женщины, не способной принимать самостоятельные, смелые решения, что она подчинилась авторитету своего мужа, которого считает образцом всех добродетелей. Кажется, что все ее жизненные интересы, все силы отданы семье, мужу, детям. Но постепенно читатель понимает, что такое впечатление обманчиво. Выясняется, что Нора скрывает от своего мужа что-то очень важное для нее и их супружеской жизни, то, что Хельмер не простит ей, что воспримет как позор. Внешнее действие пьесы организует приближение к этой тайне: Нора постоянно под угрозой разоблачения, она делает попытки, чтобы оттянуть момент, когда ее муж прочитает письмо от ростовщика, что лежит в почтовом ящике. Уже в наружной действия читатель находит определенные авторские намеки, что сущность Норы и Хельмера, а потому и их брака, совсем не такая, какой кажется. Эта сущность, внутреннее неблагополучие, определяются в деталях, в отдельных, на первый взгляд, случайных высказываниях. И читателя почему-то словно раздражают монологи Хельмера, немного демагогические и длинные, в которых он будто любуется своими добродетелями. Настораживает его пренебрежительное отношение к жене, непонимание его внутреннего состояния. Нора, наоборот, поражает меткостью некоторых высказываний, умением владеть собой. Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора. Она подделала подпись своего отца, чтобы добыть денег. Хельмер воспринимает это как позорный поступок, не хочет даже задуматься, каковы причины этого поступка. Нора поражена, как Хельмер думает только о том, какие последствия этот поступок Норы иметь для него, как все его добродетели оборачиваются просто эгоизмом. Ни то, что Нора не имела другого пути добыть денег для лечения именно его, Хельмера, ни то, что своим поступком она никому не навредила, не принимаются им во внимание. Несколько лет назад Хельмер тяжело заболел, лечение требовало немалых денег. Нора не имела, к кому обратиться, потому что единственная, кроме мужа, близкий для нее человек - отец, был на пороге смерти и уже не мог подписывать любые документы. Нора была единственной наследницей. Она подделала подпись отца и спасла своего мужа.

Раскрытие тайны - развязка пьесы - окончательно развеивает иллюзии о благополучии и счастье Хельмерів, срывает маски с героев. Нора предстает как сильная, цельная натура, которая может сама решать свою судьбу. Ее разрыв с мужем, в котором она разочаровалась, ее нежелание оставаться «куклой» - яркое доказательство этому. Аналитическая композиция пьесы дала возможность автору поставить вопрос о положении женщины в семье, об ответственности личности перед собой и миром и общества перед личностью.