ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И БАЛЛАДЫ

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

 

...Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.

Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит: - едет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.

Едет это человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.

Загукала она к зятьев Соловьиных:

- Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.

Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:

- Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов'їне, накормите его вкусной едой, напійте питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.

Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой...

 

М. Каразин. Иллюстрация к былины «Илья Муромец»

Что подчеркивает силу и мужество богатыря?

• Как художник изобразил землю русскую?

Почему художник нарисовал на заднем плане птиц? Что они символизируют?

- едет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.

Глянула в окошко средняя дочь.

• Тройные повторы Посмотрела и младшая дочь.

-

Питье медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX в.

Вопросы и задания

• Выразительно прочитай древнерусскую былину. Обрати внимание на обращения и призывы. Поразмысли, как их выделить голосом.

• Найди фольклорные элементы.

Спостереження

Как правильно вслух читать былину

Читать былины - большое искусство, которому нужно учиться. Былина рассказывает о подвиги народных героев-богатырей.

Научись читать возвышенно, торжественно, так, словно хочешь увлечь своего слушателя. А чувства и переживания героев передавай с помощью интонации разных оттенков.

Тема и главная идея былины

• Приведи примеры, где воспевается чувство собственного достоинства человека. Какие художественные средства используются для этого?

• На основе анализа отрывка разговора Ильи и князя Владимира покажи, что в них воплощаются представления древних людей о патриотизме, героизме, идеальных народных героев.

Эпический характер былины

• Найди слова и выражения, которые свидетельствуют пространный характер повествования (многословие, детальность).

• Представь, что ты детектив. Названия в порядке осуществления все действия и поступки Ильи Муромца в течение одного дня. Какие из них главные, а какие второстепенные? Можно ли считать рассказ последовательной? Были в ней отступления?

• Найди сцены, которые повторяются. Что в них звучит по-новому? Это новая информация или дополнительный, детализирующий описание?

• Найди описание силы Ильи Муромца. Это описание является конкретным, фольклорным или обобщающим? Обрати внимание на роль преувеличения.

фольклорный характер былины

• Какие художественные средства выделяют текст былин (преувеличения, сравнения, повторения, фольклорные образы, устойчивые эпитеты)?

• Сравни отрывки из текстов о бое Ильи Муромца с Соловієм-разбойником. Перенеси таблицу в тетрадь и заполни ее.

Анализ

Описание - описание в тексте внешнего вида персонажей, местности, где происходит действие, природы и т.д.

Тема - круг событий в произведении. Главная идея, главная мысль - то, о чем говорится в произведении.

Эпический - объективно изображен, подробный.

Контекст (лат, contextus тесная связь, соединение) - относительно законченный текст, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных понятий.

Художественные средства Былина

Стали эпитеты

Фольклорные

образы

Преувеличение

Про Илью Муромца и Соловия

 

 

 

Илья Муромец и Соловей-разбойник

 

 

 

• На студии мультипликационных фильмов отбирают сценарий для нового мультипликационного фильма «Илья Муромец». Своим умением пересказывать содержание былины убеди членов комиссии, что твой сценарий - лучший. Дополни пересказ собственными развернутыми размышлениями и яркими описаниями. По желанию можешь добавить рисунки отдельных сцен.

Работа в парах

• Возьми у Ильи Муромца интервью. Поставь ему интересные вопросы. Расскажи от лица героя о том, что ему помогает в борьбе. Найди в тексте соответствующие отрывки-цитаты. Работа в группах

• Проведите дискуссию на тему: «Каким должен быть патриот, защитник своей родины?» Сформулируйте общую мысль.

Развитие речи

Гипербола (греч. - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств или признаков предмета, явления или действия с целью выразительность изображаемого

Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Боян». Опиши древнерусского певца-бояна, используя следующие опорные вопросы:

1. Чем поражает образ бояна?

2. Кто его слушатели?

3. О чем может быть песня бояна?

• Что такое былина?

• Какова главная тема былины? Идея?

Обобщение

Творческий проект

Пишем литературное произведение «Приключения рыцаря».

Если в твоем городе или селе есть музей истории родного края, посети его с друзьями на выходных и найди интересную информацию о жизни людей в Средние века, которая дополнит и расширит твое представление о древние славянские города, в частности Киев или Чернигов.

Найди в былине об Илье Муромце эпизод, который можно было бы расширить описанием средневекового города и его церквей.

Расскажи и запиши в тетрадь, как богатырь - древнерусский рыцарь - в поход собирался. Это будет первый раздел твоего литературного произведения.