ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И БАЛЛАДЫ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
...Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.
Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит: - едет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.
Едет это человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.
Загукала она к зятьев Соловьиных:
- Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.
Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:
- Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов'їне, накормите его вкусной едой, напійте питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.
Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой...
М. Каразин. Иллюстрация к былины «Илья Муромец»
Что подчеркивает силу и мужество богатыря?
• Как художник изобразил землю русскую?
Почему художник нарисовал на заднем плане птиц? Что они символизируют?
- едет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.
Глянула в окошко средняя дочь.
• Тройные повторы Посмотрела и младшая дочь.
-
Питье медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX в.
Вопросы и задания
• Выразительно прочитай древнерусскую былину. Обрати внимание на обращения и призывы. Поразмысли, как их выделить голосом.
• Найди фольклорные элементы.
Спостереження
Как правильно вслух читать былину
Читать былины - большое искусство, которому нужно учиться. Былина рассказывает о подвиги народных героев-богатырей.
Научись читать возвышенно, торжественно, так, словно хочешь увлечь своего слушателя. А чувства и переживания героев передавай с помощью интонации разных оттенков.
Тема и главная идея былины
• Приведи примеры, где воспевается чувство собственного достоинства человека. Какие художественные средства используются для этого?
• На основе анализа отрывка разговора Ильи и князя Владимира покажи, что в них воплощаются представления древних людей о патриотизме, героизме, идеальных народных героев.
Эпический характер былины
• Найди слова и выражения, которые свидетельствуют пространный характер повествования (многословие, детальность).
• Представь, что ты детектив. Названия в порядке осуществления все действия и поступки Ильи Муромца в течение одного дня. Какие из них главные, а какие второстепенные? Можно ли считать рассказ последовательной? Были в ней отступления?
• Найди сцены, которые повторяются. Что в них звучит по-новому? Это новая информация или дополнительный, детализирующий описание?
• Найди описание силы Ильи Муромца. Это описание является конкретным, фольклорным или обобщающим? Обрати внимание на роль преувеличения.
фольклорный характер былины
• Какие художественные средства выделяют текст былин (преувеличения, сравнения, повторения, фольклорные образы, устойчивые эпитеты)?
• Сравни отрывки из текстов о бое Ильи Муромца с Соловієм-разбойником. Перенеси таблицу в тетрадь и заполни ее.
Анализ
Описание - описание в тексте внешнего вида персонажей, местности, где происходит действие, природы и т.д.
Тема - круг событий в произведении. Главная идея, главная мысль - то, о чем говорится в произведении.
Эпический - объективно изображен, подробный.
Контекст (лат, contextus тесная связь, соединение) - относительно законченный текст, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных понятий.
Художественные средства Былина |
Стали эпитеты |
Фольклорные
образы |
Преувеличение |
Про Илью Муромца и Соловия |
|
|
|
Илья Муромец и Соловей-разбойник |
|
|
|
• На студии мультипликационных фильмов отбирают сценарий для нового мультипликационного фильма «Илья Муромец». Своим умением пересказывать содержание былины убеди членов комиссии, что твой сценарий - лучший. Дополни пересказ собственными развернутыми размышлениями и яркими описаниями. По желанию можешь добавить рисунки отдельных сцен.
Работа в парах
• Возьми у Ильи Муромца интервью. Поставь ему интересные вопросы. Расскажи от лица героя о том, что ему помогает в борьбе. Найди в тексте соответствующие отрывки-цитаты. Работа в группах
• Проведите дискуссию на тему: «Каким должен быть патриот, защитник своей родины?» Сформулируйте общую мысль.
Развитие речи
Гипербола (греч. - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств или признаков предмета, явления или действия с целью выразительность изображаемого
Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Боян». Опиши древнерусского певца-бояна, используя следующие опорные вопросы:
1. Чем поражает образ бояна?
2. Кто его слушатели?
3. О чем может быть песня бояна?
• Что такое былина?
• Какова главная тема былины? Идея?
Обобщение
Творческий проект
Пишем литературное произведение «Приключения рыцаря».
Если в твоем городе или селе есть музей истории родного края, посети его с друзьями на выходных и найди интересную информацию о жизни людей в Средние века, которая дополнит и расширит твое представление о древние славянские города, в частности Киев или Чернигов.
Найди в былине об Илье Муромце эпизод, который можно было бы расширить описанием средневекового города и его церквей.
Расскажи и запиши в тетрадь, как богатырь - древнерусский рыцарь - в поход собирался. Это будет первый раздел твоего литературного произведения.