ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина

«Герой нашего времени» - роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом - Григорием Александровичем Печориным. Лермонтов располагал эти части не в хронологической последовательности, а так, чтобы, постепенно нагнетая напряженность сюжета, заинтересовать читателя судьбой главного героя. Сложный и противоречивый характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами.

Содержание романа позволяет восстановить историю жизни Печорина. Хронологически события развиваются так. Печорин за какую-то провинность (возможно - за дуэль) выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту службы он задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. После какой-то военной экспедиции, где он, возможно, был ранен, Печоріну разрешено пользоваться минеральными водами в Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницьким. За нее Печорин отправлен в отдаленную крепость, под командованием Максима Максимича. Отделившись на две недели в казачью станицу, он переживает историю с Вуличем, а после возвращения похищает Бэлу. Затем его переводят в Грузию, откуда герой возвращается в Петербург (возможно, выйдя в отставку). Через пять лет спустя, по дороге в Персию, он встречается во Владикавказе с Максимом Максимичем и его случайным попутчиком-офицером - автором путевых заметок. Возвращаясь из Персии, Печорин умирает, а его дневник публикует попутчик Максима Максимича. За такого изложения сюжета композиция романа выглядела бы так: «Тамань»; «Княжна Мери»; «Бэла»; «Фаталист»; «Максим Максимыч»; «Предисловие к «Журналу Печорина».

На самом же деле Лермонтов располагает главы в другой последовательности: «Бэла»; «Максим Максимыч»; «Предисловие к «Журналу Печорина»; «Тамань»; «Княжна Мери»; «Фаталист».

В трех первых частях повествование идет от имени Максима Максимича и автора, в трех последних - от имени самого Печорина. Известие о смерти героя приходится на середину романа. Она окрашивает наше восприятие того, что происходит, в другие, трагические тона. Впечатление меняется от главы к главе. В первой перед нами - блестящий офицер, оказался в крепости и от скуки соблазнил и погубил черкешенку Бэлу. Максим Максимыч не понимает Печорина, но чувствует в нем какой-то надлам, страдания, что сочетается с уставшим пренебрежением к себе и других. их связывают с Максимом Максимичем совместные переживания, поэтому холодность Печорина при встрече очень сильно зацепила штабс-капитана. Автор увидел Печорина человеком желчным и надменной: «Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был такой спокойный». При этом манера Печорина проявляла большую чувствительность, чем он хотел бы показать. Возможно, он просто стеснялся воспоминаний, связанных с Беллой.

Раздраженный Максим Максимыч передает автору бумаги Печорина. В «Предисловии» Лермонтов выражает свое особое отношение к дневнику, называя его автора «героем нашего времени». Он хочет показать, что люди, подобные Печоріну, все чаще встречаются в обществе и что они - далеко не худшая его часть, отзывчивый натянутый нерв, что говорит о болезни страны.

Потом о себе говорит сам Печорин, наконец, подробно объясняя все мотивы своих поступков. Он ищет средство от скуки, пытается войти, вникнуть в чужую жизнь. И везде является лишним, всюду несет горе и наносит раны - разрушает быт мелких контрабандистов, заставляя их уехать и бросить слепого мальчика Янку на произвол судьбы. Таким же инородным телом оказывается он в Пятигорске. Он вмешивается в отношения княжны Мэри и Грушницького - Печорина раздражает его вторичность, наслідувальність. Он хладнокровно убивает Грушницького на дуэли - не только потому, что является человеком чести, но и потому, что в поисках раВНОобразия жизни готов ходить по острию ножа. Этим вызвана и участие в паре с фаталистом Вуличем. Печорин играет со смертью, беря в плен убийцу Вулича. При этом привычка сомневаться во всем сочетается в нем с храбростью и острой интуицией.

Роман имеет кольцевую композицию - действие начинается и кончается в крепости. Это - замкнутый круг, из которого герою не выбраться. Поиск славы, поиск риска, поиск любви, попытка творчества - все попытки Печорина влиться в общество терпят крах. Лермонтов последовательно показывает нам внешнее и внутреннее, истинное и наносное в «герое нашего времени». Композиция романа не только развенчивает его, но и помогает нам понять его суть, его судьбу, его трагедию.