Мотивы предостережения в романе Камю «Чума»
Представим 1947 год. Только-только закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще слишком живы воспоминания о «коричневую чуму» - фашизм. Но почему тогда не было просто написать роман о войне, о ее жертвах? Зачем такая аллегория? Но роман Камю даже глубже, чем роман о «коричневую чуму». Чума - это не только жестокость. Чума - это бездуховность, это нелепость, это слепой фанатизм. И самое страшное то, что Чума заразна. Любой человек, что касается ее, чувствует ее дыхание, просто приближается к ней, рискует заразиться. Но «Чума» - прежде всего книга о тех, кто оказывает сопротивление, а не о тех, кто сдался.
Сохранить в себе свой внутренний стержень при любых обстоятельствах - вот средство борьбы с Чумой. Врач Рие каждый день спешит к больным, он осознает, что каждый день может стать для него последним, он даже осознает, что все его попытки спасти хоть кого-то будут напрасны. Для чего тогда все это? Но Рие говорит: «Для меня такие слова, как спасение человека, звучат слишком громко. Меня интересует здоровье человека, в первую очередь здоровья». Ведь когда-то он клялся помогать человеку. И теперь он просто выполняет свой долг.
Журналист Рамбер чужой этому городу. Он оказался там случайно. В другом месте его ждет настоящая любовь и счастье. Он не понимает, почему он должен страдать и хочет как выехать из города. И когда такая возможность появляется, он остается. Почему? А если бы он поехал, то перестал бы быть Рамбером, достойным своей любви, он стал бы также зачумленим, как и все жители города.
Ведь они были «зачумленные» еще до того, как пришла настоящая Чума. Серые улицы, серые дома, серые развлечения, такие же серые души у людей. Обычный круг обязанностей каждый день. «Город без голубей, без деревьев, без садов, где не услышишь ни хлопанье крыльев, ни шелеста травы,- словом, без особых примет». И люди там тоже «без особых примет», люди, мертвые еще до того, как заболели Чумой...
Но Чума ужасная не только тогда, когда она сеет вокруг трупы, страшная она, когда захватывает ум и сердце людей. Таких, как Коттар, которому безразличны все моральные ценности. Это о таких, как он, существует выражение «пир во время чумы». И Чума его не задела, ведь он уже зачумлений.
Чума имеет много проявлений. И когда религиозные фанатики берут оружие, пытаясь что-то доказать, убивают безвинных людей - это Чума. И когда отец Панлю с пафосом, торжественно проиВНОсит: «Братья мои, к вам пришла беда, и вы заслуживаете на него! - все больше воспламеняясь, уверяет: - Праведным нечего бояться, но грешные справедливо дрожат от ужаса»,- это тоже Чума, возвышение над все идеи слепой веры. Но «человек - это не идея»,- говорит Рие. И Панлю с ужасом убеждается в этом, когда видит свою абстракцию в жизни - смерть сына Отона. «У этого, надеюсь, не было грехов»,- бросает Рие в лицо Панлю.
И друг Рие Тарру тоже это однажды понял. Он стал против бессмыслицы смертных приговоров и решил бороться с обществом, которое базируется на этом, с Чумой. Конечно, его друзья тоже выносят смертные приговоры, но все они уверены, что «эти несколько смертей необходимые, чтобы построить мир, где никого не убивать». Знакомые слова... Ведь Родион Раскольников тоже так считал: «За одну жизнь - тысячи спасенных... Да и что значит на общих весах жизнь этой жалкой старой? Не более как жизнь вши...». Да, но Тарр говорит: «Если уступить один раз, то где граница?». Кто ее определяет? И вообще, кто дал право одному человеку осуждать и убивать другую? Тарру горько признает, что «в течение лет, как был, так и остался зачумленим, а сам всеми силами души верил, что борюсь с Чумой». Можно ли на крови и насилии построить новый, чистый мир? Нет.
Чума - это зло, это ненависть. Тарру знает, что каждый носит ее в себе, что не существует такого человека в мире, которой бы она не коснулась. Чем больше человеческая ненависть, тем сильнее становится Чума. «Эта история касается одинаково всех нас,» - говорит Рамбер. Обидно быть счастливым одному...
Конец романа кажется оптимистичным: Чума отступила, люди радуются, все счастливы... Да, действительно, Добро должно побеждать. Но, глубоко осмыслив написанное, можно заметить: Чума не побеждена, а просто каким-то чудом она отошла, как зверь, обессиленный в борьбе, концентрируя свои силы для того, чтобы нанести новый удар. Она питается человеческой ненавистью и завистью, и счастливые люди на улицах города не знают того, что знает Рие: «Микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он терпеливо ждет своего часа и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их умирать на улице счастливого города». И единственным выходом из этого, по мнению Рие, есть внутренний стержень, что побуждает делать то, «что надо предпринять и должны делать все люди вопреки страху, вопреки личным колебаниям, все люди...».
Но кто определяет границы этого «надо»? Этого не знает и Рие...
|
|