ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

 

УРОК №32

Тема. Сатирико - метафорический смысл произведения «Крошка Цахес». Ирония и гротеск в произведении как важные черты индивидуального стиля Гофмана.

Цель: научить учащихся определять в произведении наличие иронии и гротеска; развивать навыки анализа художественного произведения; воспитывать лучшие черты человеческого характера.

Оборудование: листы с вопросами для «Карусели».

Тип урока: урок - исследование; комбинированный.

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

1. Экспресс - опрос «Продолжить предложение»

Гофман родился... .

Закончил... факультет университета.

Первое литературное произведение - ... .

Фантастические повести - сказки - ... .

в 1819 году написана повесть - сказка... .

3 1814 года... Гофман живет в Берлине.

Любимое занятие Гофмана - ... .

 

2. Проверка составленных кроссвордов

(2 - 3 на доске или взаємоперевірка соседей по парте)

1. Имя карлика - уродца. Щахес)

2. Друг и единомышленник Балтазара. (Фабиан)

3. Имя князя, который ввел «образование». (Пафнутий)

4. Любимая Балтазара. (Кандида)5. Имя феи, которая сделала «подарок» малышу. (Рожа)

6. Имя поэта - мечтателя, который разоблачил малыша. (Балтазар)

7. Название княжества, в котором происходили описанные события. (Керепес)

8. Имя мага, который раскрыл тайну малыша. (Проспер) Ключевое слово: кличка малыша - уродца. (Циннобер)

 

II. Работа над темой урока

 

1. Работа над теорией литературы Беседа

Что такое аллегория? Как ее использует Гофман? (Аллегория. - інакомовлення, в котором конкретный образ является формой раскрытия абстрактного представления, суждения, понятия. Суть аллегории составляет внутреннее сравнение определенного явления с другим. Более сложный вид аллегории - наделение животных, предметов чертами человеческого характера. Аллегорические образы всегда можно раскрыть аналитически, например, в баснях и сатирических произведениях. В произведении Гофмана аллегорическими есть образы фей, главных, прямо противоположных литературных героев, золотых волосинок и т.п.)

Что такое «сатира»? Чем она отличается от «юмора»? (Сатира - раВНОвидность смешного, комического; особый способ художественного отображения действительности, который заключается в осудливому осміянні негативного - общественных явлений, человеческих пороков и т.д. В отличие от юмора сатира имеет острый, непримиримый характер.)

В чем проявляется сатирическая направленность повести - сказки? (Сатирическая направленность произведения заключается, прежде всего, в зма-люванні обычаев, царящих в княжестве, изображении порядков в политике и системе образования, чинопочитании и самозасліпленості обывателей введено т.д.)

Что такое «гротеск»? Найдите элементы гротеска на страницах произведения. (Гротеск - вид художественной обраВНОсти, для которого характерны фантастическая основа, тяготение к особых, необычных, эксцентричных, искаженных форм, сочетание в одном предмете или явлении несовместимых, контрастных качеств (комического с трагическим, реального с фантастическим т.д.), что ведет к абсурду; отрицание устоявшихся художественных и литературных форм. Гротеск открыто и сознательно создает особый сверхъестественный, причудливый, странный мир: именно таким демонстрирует его читателю автор. Примером гротескного изображения является образ Цахеса.)

Что такое «ирония»? Присутствует ирония в повести - сказке? (Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается благодаря тому, что истинный смысл высказывания замас-кованый: говорится прямо противоположное тому, что нужно понимать. В литературном произведении ирония может иметь и более широкий и значимый смысл: она придает художественному изображению особой тональности, своеобраВНО раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром. Ирония становится художественным принципом, который использует писатель в отражении жизни. Цель иронии - не вызвать смех, не развлекать, а подчеркивать всю серьеВНОсть, даже трагичность ситуации. В повести-сказке с большой иронией, например, отображается самозасліпленість окружения Цахеса и его чувство значимости и величия.)

 

2. Индивидуальная работа

Задача: найти и зачитать эпизод, который содержит описание ввод образования; прокомментировать его.

Ожидаемый ответ

События сказки происходят в вымышленном княжестве Керепес, где когда мероприятиями князя Пафнутія Великого был введен «образование». Прошли годы, а плоды «образования» наглядные: в местном университете объясняют природу с помощью физических опытов, делают удивительные открытия вроде: «темнота происходит от недостатка света». Среди молодежи распространено чинопочитание, стремление сделать служебную карьеру и обогатиться.

Гофман высмеивает псевдопрограму образования, где полеВНОе смешанное с бессмысленным, важное - с глупостью. Образованием руководит бывший лакей, который смог стать министром. Вот какие новации в области образования предлагает этот невежда князю: «Вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акаций и тополей, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу». Автор включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии на рубеже веков. Гофман создал замечательную пародию на так называемую философию здравого смысла и трезвых рассуждений, которая определяла суть общественной жизни тогдашней Германии.

Вопрос к классу

Чего автор добивается, используя в произведении иронию и гротеск? (Автор с грустью констатирует непреодолимую власть реальности, которая поглощает романтические мечты.)

3. Слово учителя

- Как вы знаете, сказка имеет счастливый конец. В реальной жизни нами управляют Цахеси, и никому вырвать те три золотых волоска. Лишь некоторые Балтазари понимают реальное положение вещей - да и то потому, что лично подверглись преследованиям. Правда, в сказке появляется добрый Проспер Альпанус, но в жизни таких колдунов нет, и Ціннобери женятся с прекрасными Кандідами, они - при власти, судьба же энтузиастов - изгнание, приручение, а то и тюрьма. Гофман высмеивает не столько «пасынка природы» - маленького Цахеса, ничтожного и беспомощного избранника феи, сколько среда, которая способствует процветанию Ціннобера, общество, которое склонно видеть в уродцу красавца, в бездарности талант;, в абсолютной тупости мудрость, в недолюдку «окраса общества». Цахеси рождаются, Цахеси живут и процветают, будто говорит Гофман своей сказкой, только благодаря ничтожности, пошлости среды, что их породило. И уже не удивляет то, что в такой стране обесцениваются таланты, знания, моральные качества, даже любовь. Но сам автор, очень точно показав симптомы болезни общества, не дает прямолинейных, рациональных объяснений ее причин, а тем более способов ее лечения. В «Крохе Цахесі» сделано несколько предположений об источниках возникновения Цінноберів. Это - власть денег, человеческое безумие, различные проявления волшебных сил. Каждое из них остается недоказанной гипотезой. Романтическое счастье за Гофманом - лишь сказка, фикция, поэтическая фантазия.

Благодаря особенностям своего воображения Гофман умел писать о нереально так убедительно, что его фантазии казались реальнее действительность. Он был не равнодушным наблюдателем, а остроумным ироничным критиком тех жалких или отталкивающих явлений, с которыми сталкивался ежедневно. Как настоящий романтик, Гофман противопоставлял низменном мира, бездуховном существованию черни фигура талантливого художника, который олицетворял для него идеал чистой, бескорыстной творческого человека. Его проза удивительно поэтический, образный мир настолько богатый, красочный, музыкальный, что он берет читателя в плен, завораживает, воздействует на все его чувства - зрение, слух, осязание.

 

III. Рефлексия

 

1. Работа в группах. «Карусель»

Класс объединяется в 5 групп.

Вопрос для «Карусели» 1) Насколько гуманным был подарок феи Розы Гожої?2) Или только волосы затмили разум обывателям общества?

Объясните мнению.

3) мог бы Балтазар победить Цахеса без помощи колдуна?

Объясните мнению.

4) Почему невеста Балтазара Кандида также не видела настоящей

сущности Цахеса?

5) заслуживает Цахес на сочувствие? Объясните мнению.

Методический комментарий

«Карусель». Эта методика дает возможность за короткий промежуток времени провести опрос всего класса и подвести итоги изучения темы.

Класс объединяется в такое количество групп, сколько вопросов учитель планирует дать для обработки (необходимо учесть то, что большее количество групп требует больше времени).

Каждая группа получает лист с вопросом. После обсуждения в группе учащиеся выбирают «писаря», который записывает ответ группы (если мнение одного из членов группы отличается от мнения всей группы, записывается и она). На эту работу выделяется фиксированное время (1-2 мин.).

Листы с вопросами поочередно передаются в другие группы, каждая из которых перечитывает вопрос и ответы на него, формулирует и записывает свои дополнения (в течение того же фиксированного времени). Необходимо, чтобы каждый лист побывал во всех группах.

Когда лист возвращается к группе, которая давала ответ первой, она снова зачитывает вопрос и все варианты ответов, которые суммируются, и формулируется окончательная четкая и краткая ответ.

По завершению работы все вопросы и окончательные ответы зачитывают вслух.

Примечание. Стратегию можно использовать двумя способами: можно передавать листы от одной группы к другой; подвижными могут быть группы, которые будут переходить от одного стола к другому, а листы остаются на местах.

 

2. «Микрофон»

Одной фразой ученики по очереди подводят итог урока.

 

V. Домашнее задание

 

Подготовиться к написанию произведения «Над какими проблемами жизни заставила меня задуматься повесть - сказка "Крошка Цахес"», составив тезисное план.