` «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Специфика романтизма Гофмана: переплетение реальности и безудержной фантазии, контраст высокого, прекрасного и более приземленно-будничный, уродливого - план конспект урока зарубежной литературы - уроки зарубежной литературы 9 класс
ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 31

 

Тема. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Специфика романтизма Гофмана: переплетение реальности и безудержной фантазии, контраст высокого, прекрасного и более приземленно-будничный, уродливого
Цель: проанализировать сюжетную линию, тематику и проблематику повести; развивать навыки анализа художественного произведения, составление характеристики персонажа; воспитывать лучшие черты человеческого характера.

Оборудование: иллюстрации к произведению.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

...художник - не профессия,

художник - образ жизни...

Е. Гофман

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Современники вспоминали его таким: «...В нем была внешняя резкость: резкие движения, острые, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка».

«...Он говорил очень быстро и вдруг замолкал».

«...Он был не такой, как все, словно сотканный из противоречий: мягкий, ласковый взгляд и ироничная улыбка, добрый юмор и злая ирония».

«...Друзей у него было мало, большинство не понимала чудака и не любила его».

Кто он, этот безумный человек, единственный такого рода писатель в мировой литературе, с поднятыми бровями, с загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднялось дыбом? Есть свидетельства, что писал, он так боялся того, что изображал, что просил жену сидеть с ним рядом. Что же такого он писал, чтобы испытывать страх перед изображаемым?

Именно над этим вопросом мы сегодня задумаемся и попробуем найти ответы. (Ученики записывают тему урока и эпиграф к нему.)

 

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Проверка домашнего задания

Учащиеся делают краткие сообщения содержания сказки - новеллы.

2. Работа с «Дневниками двойных заметок»

Ученики по желанию зачитывают свои записи, одноклассники добавляют свои комментарии к фразам, которые зачитываются.

 

III. Работа над текстом произведения «Крошка Цахес»

 

1. Словарная работа

Філістер, -а, ч., кн. - самодовольный, ограниченный человек с мещанским мировоззрением и святенницькою поведением; мещанин, обыватель.

2. Индивидуальная работа

Задание: найти и выписать в тетради примеры реального и фантастического в произведении. Объяснить свои записи. На выполнение задания - 5 мин.

Беседа

• Как вы думаете, с какой целью автор соединил в произведении реальное и фантастическое? (Фантастика служила писателю средством понимания условностей жизни. В произведениях Гофмана, который открыл

двойственность человеческой натуры, нередко происходит раздвоение личности персонажа. Противоречия материализуются в творческом сознании в образах двойников.)

• Кого из героев можно назвать главным? Назовите основные черты его характера. Какова его фигура: фантастической или реальной? (В новелле главный герой - студент Балтазар. Он участвует в борьбе против политического деспота и тирана. Балтазар - поэт, сочиняет стихи про соловья и розу, вкладывая в поэтические образы пылкую страсть красавицы Кандиды. Не имеет значения, насколько талантливые произведения Балтазару, а важно, что ему присуще поэтическое мировосприятие, наедине с природой он чувствует состояние блаженного волнение. Автор наделил своего героя даром прозорливости. Он - поэт, но видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое волшебство не заставило Балтазара признать уродливого мерзавца и карьериста достойной славы лицом. В фигуре Балтазара нет ничего фантастического, его жизнь является реальным, таким является и он сам.)

 

3. Составление коллективной характеристики обывателей введено и мечтателей

Учитель. Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, довольных собой и своим существованием, послушно играют свои нелепые роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей «не от мира сего». Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя. На какие категории делятся герои этого произведения? Составьте таблицу героев.

 

Ограниченные обыватели

Мечтатели

 

Беседа

Чем отличаются ограниченные обыватели от мечтателей?

Кто, на ваш взгляд, воплощает черты авторского идеала?

Как фольклор повлиял на творчество Гофмана в целом? Какое значение имеет образ - символ золотых волос?

Кто поддается чарам, а кто - нет? Почему?

Найдите в тексте описание малыша настоящего и каким его видят ограниченные обыватели. («...То, что на первый взгляд можно было вполне принять за причудливо скрученный цурпалок дерева, было ничто иное, как искаженный малыш каким-две пяди ростом, что до сих пор лежал в коробе поперек, а теперь вылез и барахтался в траве. Голова у чудовища глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыкву, а сразу от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, и весь он был похож на раздвоенную редьку. На лице невнимательное глаз ничего бы и не разглядел, но, присмотревшись внимательнее, можно было приметить длинный острый нос, что витикавсь из-под черного скошланого чуба, пару маленьких черных очиць, что сверкали на сморщенному, как у старого, лице,- проявление, да и только...»).

 

3. Беседа

Черты романтизма в повести - сказке

Назовите черты романтического героя.

Можем ли мы назвать Балтазара романтическим героем? Почему? (Балтазар поэтому и является романтическим героем, что вступает в поединок с вором, оборотнем, который ворует все, что попадает ему на глаза. Зная, что Балтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую. Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Балтазар, по законам сказки, женится на любимой и получает подарок от Альпануса - жилье и средства к жизни.)

 

4. Коллективная работа Задание

Найдите характерные черты романтизма в повести - сказке. Ожидаемый ответ

1) Основной конфликт произведения (противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса) как воплощение неприятие романтиками обыденности реальной жизни и возвеличивание «жизнь духа».

2) Переплетение реальности и безудержной фантазии.

3) Контраст высокого, прекрасного и более приземленно - будничный, уродливого в произведении как конкретное воплощение антитезы: с одной стороны - недостижимого - романтического идеала, с другой - пошлой будничной реальности.

 

IV. Рефлексия

 

Сочинение - миниатюра «Насколько актуальной является повесть - сказка "Крошка Цахес" сегодня?»

 

V. Домашнее задание

 

Повторить значение терминов «аллегория», «сатира», «гротеск», «ирония», «юмор»; составить кроссворды по сказке «Крошка Цахес»; посмотреть эпизод ввод образования в княжестве.