УРОК № 31
Тема. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Специфика романтизма Гофмана: переплетение реальности и безудержной фантазии, контраст высокого, прекрасного и более приземленно-будничный, уродливого
Цель: проанализировать сюжетную линию, тематику и проблематику повести; развивать навыки анализа художественного произведения, составление характеристики персонажа; воспитывать лучшие черты человеческого характера.
Оборудование: иллюстрации к произведению.
Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
...художник - не профессия,
художник - образ жизни...
Е. Гофман
ХОД УРОКА
И. Мотивация учебной деятельности
Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Современники вспоминали его таким: «...В нем была внешняя резкость: резкие движения, острые, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка».
«...Он говорил очень быстро и вдруг замолкал».
«...Он был не такой, как все, словно сотканный из противоречий: мягкий, ласковый взгляд и ироничная улыбка, добрый юмор и злая ирония».
«...Друзей у него было мало, большинство не понимала чудака и не любила его».
Кто он, этот безумный человек, единственный такого рода писатель в мировой литературе, с поднятыми бровями, с загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднялось дыбом? Есть свидетельства, что писал, он так боялся того, что изображал, что просил жену сидеть с ним рядом. Что же такого он писал, чтобы испытывать страх перед изображаемым?
Именно над этим вопросом мы сегодня задумаемся и попробуем найти ответы. (Ученики записывают тему урока и эпиграф к нему.)
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Учащиеся делают краткие сообщения содержания сказки - новеллы.
2. Работа с «Дневниками двойных заметок»
Ученики по желанию зачитывают свои записи, одноклассники добавляют свои комментарии к фразам, которые зачитываются.
III. Работа над текстом произведения «Крошка Цахес»
1. Словарная работа
Філістер, -а, ч., кн. - самодовольный, ограниченный человек с мещанским мировоззрением и святенницькою поведением; мещанин, обыватель.
2. Индивидуальная работа
Задание: найти и выписать в тетради примеры реального и фантастического в произведении. Объяснить свои записи. На выполнение задания - 5 мин.
Беседа
• Как вы думаете, с какой целью автор соединил в произведении реальное и фантастическое? (Фантастика служила писателю средством понимания условностей жизни. В произведениях Гофмана, который открыл
двойственность человеческой натуры, нередко происходит раздвоение личности персонажа. Противоречия материализуются в творческом сознании в образах двойников.)
• Кого из героев можно назвать главным? Назовите основные черты его характера. Какова его фигура: фантастической или реальной? (В новелле главный герой - студент Балтазар. Он участвует в борьбе против политического деспота и тирана. Балтазар - поэт, сочиняет стихи про соловья и розу, вкладывая в поэтические образы пылкую страсть красавицы Кандиды. Не имеет значения, насколько талантливые произведения Балтазару, а важно, что ему присуще поэтическое мировосприятие, наедине с природой он чувствует состояние блаженного волнение. Автор наделил своего героя даром прозорливости. Он - поэт, но видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое волшебство не заставило Балтазара признать уродливого мерзавца и карьериста достойной славы лицом. В фигуре Балтазара нет ничего фантастического, его жизнь является реальным, таким является и он сам.)
3. Составление коллективной характеристики обывателей введено и мечтателей
Учитель. Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, довольных собой и своим существованием, послушно играют свои нелепые роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей «не от мира сего». Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя. На какие категории делятся герои этого произведения? Составьте таблицу героев.
Ограниченные обыватели | Мечтатели |
| |
Беседа
• Чем отличаются ограниченные обыватели от мечтателей?
• Кто, на ваш взгляд, воплощает черты авторского идеала?
• Как фольклор повлиял на творчество Гофмана в целом? Какое значение имеет образ - символ золотых волос?
• Кто поддается чарам, а кто - нет? Почему?
• Найдите в тексте описание малыша настоящего и каким его видят ограниченные обыватели. («...То, что на первый взгляд можно было вполне принять за причудливо скрученный цурпалок дерева, было ничто иное, как искаженный малыш каким-две пяди ростом, что до сих пор лежал в коробе поперек, а теперь вылез и барахтался в траве. Голова у чудовища глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыкву, а сразу от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, и весь он был похож на раздвоенную редьку. На лице невнимательное глаз ничего бы и не разглядел, но, присмотревшись внимательнее, можно было приметить длинный острый нос, что витикавсь из-под черного скошланого чуба, пару маленьких черных очиць, что сверкали на сморщенному, как у старого, лице,- проявление, да и только...»).
3. Беседа
Черты романтизма в повести - сказке
• Назовите черты романтического героя.
• Можем ли мы назвать Балтазара романтическим героем? Почему? (Балтазар поэтому и является романтическим героем, что вступает в поединок с вором, оборотнем, который ворует все, что попадает ему на глаза. Зная, что Балтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую. Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Балтазар, по законам сказки, женится на любимой и получает подарок от Альпануса - жилье и средства к жизни.)
4. Коллективная работа Задание
Найдите характерные черты романтизма в повести - сказке. Ожидаемый ответ
1) Основной конфликт произведения (противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса) как воплощение неприятие романтиками обыденности реальной жизни и возвеличивание «жизнь духа».
2) Переплетение реальности и безудержной фантазии.
3) Контраст высокого, прекрасного и более приземленно - будничный, уродливого в произведении как конкретное воплощение антитезы: с одной стороны - недостижимого - романтического идеала, с другой - пошлой будничной реальности.
IV. Рефлексия
Сочинение - миниатюра «Насколько актуальной является повесть - сказка "Крошка Цахес" сегодня?»
V. Домашнее задание
Повторить значение терминов «аллегория», «сатира», «гротеск», «ирония», «юмор»; составить кроссворды по сказке «Крошка Цахес»; посмотреть эпизод ввод образования в княжестве.