11 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Я. КАВАБАТА, Г. Г. МАРКЕС
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Творчество писателей Я. Кавабата, Г. Г. Маркеса»
1. За что Ясунари Кавабата был награжден Нобелевской премией ?
2. Что положено в основу сюжета повести Ясунари Кавабата «Тысяча журавлей»?
3. От чего предостерегает писатель в повести «Тысяча журавлей»?
Писатель предостерегает от пошлости, в которую впадают современные чайные церемонии». Другими словами, автор обеспокоен отношением к традициям прошлого, которые постепенно забываются или вульгаризируются. Это является недопустимым явлением, потому что традиции прошлого является основой духовности нации и залогом ее сохранения и процветания.
4. Определите символический смысл образа тысячи журавлей, вынесенного в название произведения.
По представлениям японцев, журавли символизируют надежду, благополучие и счастье. В повести этот образ превоВНОсит национальные традиции, которые японцы должны поддерживать для дальнейшего расцвета нации.
5. Почему, по вашему мнению, тысяча журавлей изображены на кимоно юной Юкико ?
6. Растолкуйте выражение Кавабата: «Встреча с чаем - это та самая встреча чувств». Чайная церемония сочетает в себе элементы искусства и философии, символизирует взаимоуважение и искренность взаимоотношений ее участников.
7. Дайте определение магического реализма.
Это понятие, с помощью которого исследователи определяют особенности творческого метода некоторых писателей XX века, прежде всего Кафки, а также Гарсиа Маркеса. Фантастическое и реальное в их произведениях перемешанное, «сплавлене» в единое; самое невероятное происходит в обыденной, тривиальной обстановке. Вторжение фантастического, вопреки традиции, не сопровождается яркими эффектами, а подается как обычное событие. Создание особой художественной действительности - фантастической - является средством познания и отражения, глубинного, скрытого смысла явлений реальной жизни.
8. Чем фантастика Кафки отличается от фантастики Маркеса?
У Кафки фантастика - порождение авторского сознания, а у Маркеса - в основном фольклорного происхождения.
9. Что легло в основу романа Маркеса «Сто лет одиночества» ?
10. Что является композиционным стержнем романа Г. Маркеса «Сто лет одиночества»?
11. Какая загадочная болезнь поразила жителей Макондо ?
12. Кто в романе является двойником автора?
13. От чего предостерегает Маркес своим романом?
Самое страшное бедствие, за Маркесом, которое может произойти с народом, это потеря им исторической памяти.
14. Как сам Маркес определяет суть своего романа?
«...Это Мысль, что одиночество противоположная солидарности. И она объясняет гибель Буендіа, гибель их среды, гибели Макондо. В этом заложена политическая мысль: одиночество, которое рассматривается как отрицание солидарности, приобретает политического смысла».
15. Какой троп использует Маркес для описания образов своих героев?
Гиперболу. Все герои глубоко трагические, неприборкувані в пристрастиях. В них преувеличены как пороки, так и добродетели.