ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

СТАНИСЛАВ ЛЕМ

ВОЗВРАЩЕНИЕ СО ЗВЕЗД

(Отрывки)

Я не имел с собой никаких вещей. Мне сказали, что не нужно. Уже в самом проходе, под брюхом корабля, Абс подал мне руку и многозначительно улыбнулся:

- Только осторожно...

Я помнил об этом и не сплющить ему пальцев. Он хотел еще что-то сказать, но я не дал ему вымолвить и слова...

Я положил руки на колени, потому что они мне как-то бы мешали. Все пассажиры уже сидели. Я ожидал объявления старта, никаких сигналов, но ничего подобного не было. Я чуть не деревенел от чрезмерной внимательности, вызванной постоянным опасением сделать что-то неуместное.

И так уже в течение четырех дней.

Когда все вышли, я встал. Сквозь открытую дверь потянуло прохладой. Уже выходя, я сказал стюардессе:

- До свидания...

- К вашим услугам.

Значение этих слов я осознал не сразу. Хотел поставить ногу на ступеньку, но ее не оказалось. Между металлическим корпусом корабля и краем перрона зияла метровая щель. Не надеясь попасть в такую ловушку, я неуклюже прыгнул и потерял равновесие. Уже в воздухе почувствовал, как снизу меня словно подхватил струя невидимой силы, пронес над пустотой и мягко опустил на белую эластичную поверхность, которая мягко увігнулася. Ракета, которой я прибыл, лежала в глубоком ложе. Вдруг плоскость, на которой мы столпились, двинулась вверх. Вдруг она начала делиться по невидимым швам. В глубине, на заднем плане, во всех направлениях воздух прошивали подвижные тени каких машин - возможно, летающих. И я невольно ожидал какой-то катастрофы. Трудно было остановить взгляд на чем-то неподвижном, ибо вся окружающая архитектоника состояла, казалось, из самого движения, изменения. У нашей дорожки появлялись бурлящие зеленые круги, похожие на подвешенные в воздухе неоновые обручи, и тогда часть людей переходила на подножку другой дорожки или трапа, что присувалися. Я заметил, что за зеленые линии того света можно свободно переходить, словно они были нематериальные.

- Простите,- я касаюсь плеча мужчины в мехах,- где мы сейчас?

- На полідукті,- ответил мужчина. - Вам какой стык?

- А... где Внутренний Круг?

- Вы уже проехали. Должны вернуться.

- Лучше всего будет растом с Мериду,- вмешалась женщина. - Это там, - показала она на зеленый глаз, что надпливало, а за ним возвышалась пустое повышение с черно-серебристыми полосами на боках, вроде причудливо раскрашенного корпуса опрокинутого на бок судна. Я поблагодарил и сошел с дорожки, и, видимо, не там, где надо, потому что струя чрезвычайной силы подкосил мне ноги. Пока я раздумывал, что делать, место моей пересадки отдалилось от черно-серебристого повышение. Посколь-ку большинство людей, что стояла возле меня, начала переходить на наклонную дорожку, я тоже ступил на нее. Меня бесшумно вынесло на перрон длиной, наверное, с километр, от которого отходил веретенообразный самолет. В конце концов, может, именно и китоподібна сооружение и была перроном, а я оказался на «расти»...

Я оказался среди целого леса фонтанов. Мимоходом я от нечего делать сунул руку в струю подсвеченного фонтана - может, потому, что было приятно встретить что-то хоть немного знакомо. Однако я не почувствовал ничего: фонтан был без воды. За минуту мне показалось, что пахнут цветы. Понюхал руку. Пахла, как тысяча кусков туалетного мыла вместе...

Я попал на довольно людный эскалатор. Казалось, я приближался к жилым помещениям; то, что меня окружало, напоминало огромные залы отеля. Я шел дальше. Неожиданная пустота, плиты малинового облицовки с искрящимися звездочками, ряды дверей. Поручни эскалатора были мягкие и теплые. Я не считал, сколько этажей прошел. Все больше людей задерживалось возле эмалированных ящиков, которые на каждом шагу вырастали из стены. От одного прикосновения пальца что-то падало им в руку, они прятали это в карман и шли дальше. Сам не знаю, почему я сделал то же самое - и мне прямо в подставленную горсть упала красочная, полупрозрачная теплая трубка. Встряхнул ее, поднес к глазам: какие-то таблетки? Нет. Что оно такое? И что с ним делали те все? Прятали в карман. Надпись на автомате: ЛАРГАН. Я остановился. Далее стиснул зубы, прищурил глаза и влился в поток пешеходов.

- Коль? - услышал я, не сразу поняв, что обращаются ко мне. Передо мной стояла девушка лет двадцати в голубом одеянии, которое словно приросло к ней. Блестящие украшения в ушах были такие большие, аж закрывали ушные раковины. Маленькие губы густо накрашены, ноздри были тоже красными.

- Что с тобой, Коль?

- Я не Коль...

- Ты Коль. Должен им быть. Каждый Колем. То пойдем?

- Хорошо,- сказал я.

Мы миновали несколько пустых помещений и витрин, в которых группы манекенов без умолку выполняли одну и ту же сцену. И вот, увидев пульсирующее рум'янцями неоновое лицо, что все время забавно облизувалося висолопленим языком, воскликнула:

- О, бонси! Хочешь бонса?

- А ты? - спросил я.

- Кажется, хочу.

Мы вошли в небольшой, ярко освещенного зала. В стенах темнели небольшие ниши со столиками. Мы сели друг против друга; девушка стукнула двумя пальцами о металлическую поверхность столика, и из стены выскочила никелированная лапка, которая бросила перед каждой из нас по маленькой тарелочке и двумя молниеносными движениями положила на каждую по порции беловатой массы. Вдруг масса запінилася, зарум'яніла и застыла, а вместе потемнела и сама тарелочка. Девушка сразу же свернула ее - это была совсем не тарелочка, а что-то вроде налисника - и начала есть.

Я сделал то же, что и она. Мне еще никогда не приходилось есть чего-то, похожего на вкус бонса. Хрустел на зубах, как свежеиспеченная булка, но вместе с тем рассыпался и таял во рту, коричневая начинка была с острой приправой. Я подумал, что буду любить бонси.

- Куда пойдем? - спросила девушка.

- Куда хочешь.

- Тогда пойдемте ко мне. Не стоит брать глідера. Это около.

Мы оказались словно в большом прихожей или коридоре,

почти темном. Здесь светились только углы, покрытые люминесцентной краской. Я прищурил глаза от яркого света в холле, в котором почти не было мебели; она направлялась к следующей двери; я приблизился к стене, и она неожиданно отворилась, показывая свое нутро, полное металлических пляше-чок.

- Не пугай мне шкаф,- отозвалась девушка.

Я зашел вслед за ней.

Мебель имели такой вид, словно были отлиты из стекла. В этом полупрозрачном материале роились огоньки светляков, казалось, что в мебели пульсирует бледно-зеленая, с розовыми бликами, сияющая кровь.

- Почему ты не садишься?

Кресло раскрылось, чтобы принять меня. Я не терпел этого. Это стекло не было стеклом - я сел, словно на воздушные подушки.

- Как тебя зовут? - спросила девушка.

- Халь Брег. А тебя?

- Наїс. - Сколько тебе лет?

- Сорок, а что?

- Ничего. Я думала, тебе сто. Ты откуда?

- Издалека.

- Марс?

- Дальше.

- Летаешь?

- Летал. А теперь вернулся.

- Это, наверное, очень страшно... вот так, вернуться...- сказала она почти шепотом и вздрогнула.

- Что ты будешь делать дальше? - тихо спросила она.

- Не знаю. Еще не знаю. Слушай, что это такое - кавут?

- Кавута? - поправила она... Это... такие занятия пластовой - ничего особенного, но со временем можно добраться до реалю...

- Погоди... то что ты, собственно, делаешь?

- Пласт, ну, разве ты не знаешь, что это такое?

- Нет.

- Как бы тебе... просто, там делают платья, вообще, одежда, все...

- Шьешь что-то?

- Не понимаю.

- Проецирует модели одежды?

- Ну,... да, в определенном смысле. Не проектирую, а делаю.

- А что такое реаль?

Она посмотрела на меня, как на существо из другого мира.

- Это Реаль... реаль...- повторила она беспомощно. - Это такие истории. их смотрят...

- Это? - я указал на стеклянную стену.

- Да нет, это телевидение.

- Так что? Кино? Театр?

- Нет. Я знаю, что такое театр. Там были настоящие люди. А реаль искусственный. Только невозможно отличить. Разве что если зайти туда к ним...

- Куда зайти?.. Скажи, что вы делаете, когда не работаете?

- Можно делать много чего. Можно путешествовать действительно или мутом. Можно развлекаться, ходить к реалю, играть в терео, плавать, летать.

- А что такое мут?

- Это почти как реаль, только что до всего можно дотронуться. Там можно ходить по горам, по всему; сам увидишь, обо всем невозможно рассказать. Какой ты странный! Можно подумать, что ты не...

- Человек?..

...Я сидел и размышлял. Можно было отправиться к Адаптировать. Когда бы речь шла лишь об ознакомлении с техникой и обычаями, я бы не раздумывал, но уже на Месяца я обратил внимание, что они пытаются научить нас воспринимать определенные явления. Предлагали готовую шкалу ценностей. Опыт ночи, что прошла, ничем не изменил моих предыдущих взглядов. Не хотел я и их прививок. Интересно, почему они не подвергли меня той своей бетризації.

Я мог бы попытаться найти кого-то из своих. Олафа, например. Это уже явно противоречило пожеланиям Адаптировать. О, они же ничего не приказывали, а без конца повторяли, что действуют именно в моих интересах, что я могу делать все, что хочу, даже вскочить с Луны прямо на Землю, если мне уж так не терпится.

Работа. Пилотом? И что же? Курсировать по трассе Марс - Земля - Марс? На этом я знал, но...

Когда я вышел, у меня уже вырисовался примерный план. Накуплю книжек и немного спорт принадлежностей. Ага, надо еще купить и что-то из одежды.

Но тут случилось такое, что я сразу же забыл про все свои планы. За углом я увидел автомобиль. Настоящий автомобиль.

Я зашел в магазин.

- Можно ли купить автомобиль?

- Конечно. Который вы желаете?

- А сколько они стоят?

- От четырех до восьмисот ітів.

- А можно ли на нем ездить?

- Да. Правда, не везде, для этого отведены специальные места, но вообще это возможно.

- А как с горючим?

- С ним не будет хлопот. Одного заряда хватит вам на всю жизнь автомобиля. Конечно,- продолжал продавец,- с глідерами им не равняться, но ведь автомобили сейчас и не является средством передвижения...

«А чем же они являются?» - хотел спросить я, но промолчал.

Я заплатил за автомобиль и оставил антикварий.

Зато с одеждой дела обернулись хуже. Почти ничего из того, что я знал, не существовало. Выяснилась, наконец, тайна загадочной шкафчики в отеле. Той с бутылочками и надписью «Купальни плаще». Не только плащи, но и костюмы, чулки, свитера, белье - все появлялось на белый свет с помощью пульверизаторов.

В холле, внизу, я достал аппаратик для бритья; когда позже в ванной занялся этой процедурой, то заметил, что мне приходится немного наклоняться к зеркалу. Тогда я вспомнил, как-то, сбрасывая рубашку, я заметил, что она стала короче. Я вырос.

Я соединился с гостиничным Інфором и попросил адрес врача. Я пошел к нему. Робот завел меня в большую комнату. Через минуту появился врач.

- На что жалуетесь?

- Собственно, ни на что, но... и я рассказал ему про свои странные наблюдения.

Он осмотрел меня.

- Сколько вам лет?

Я пояснил.

- Вы подумали, что опять начали расти, да? Это просто между позвоночные диски. Теперь, когда вы уже вышли из-под того давления, они розпружнюються. Какой у вас рост?

- Когда улетал, было сто девяносто семь.

- Сейчас вы имеете два метра и два сантиметра.

- Веселая история,- сказал я,- и долго еще так?

- Нет. Видимо, это уже все. А кто вас послал ко мне?

- Никто... то Есть... Ин в отеле. А что?

- Странно. Я не практикую уже сорок лет. Как вы ориентируетесь в нашем... нынешней жизни?

- Слабо.

- Вы седой, Брег.

- А разве это имеет какое-то значение?

- Да. Седина означает старость. Никто теперь не седеет, Брег, раньше как в восемьдесят лет, да и это бывает редко.

- Почему?

- Есть соответствующие препараты, лекарства, задерживающие седения. Вы не понимаете многих вещей, Брег. Общество, к которому вы вернулись, не увлекается тем, чем вы отдали более чем жизнь. Общество, к которому вы вернулись, стабилизировалось. Живет спокойно. Понимаете? Романтизм раннего периода астронавтики истек. Ваше возвращение было две строки в реале. Вам следует знать правду. Вы - одинокие. Человек не может жить в одиночестве. Ваши знания является островком в море невежества. Сомневаюсь, много ли людей изъявит желание слушать то, что вы могли бы рассказать.

На секунду я закрыл глаза.

- Доктор, а разве теперь не летают? Как это может быть?

- Брег... скажите мне, чего вы ожидали от нас? От Земли?

- Не знаю... Врачу... я напоролся ночью на льва. Даже на двух львов. Почему они ничего мне не сделали?..

- Теперь уже нет хищников, Брег... бетризація...

В моем номере сидела молодая женщина, которой я никогда раньше не видел.

- Яз Адаптировать. Как вы себя чувствуете?

- Прекрасно.

- Я вам принесла... кое-что от нас. Это наша новинка. Ложась спать, вы включаете аппарат... и в течение нескольких ночей без всякого усилия узнаете много полезных вещей.

- Да? Это хорошо. Можно вас о чем-то спросить?

- Конечно...

- Как это сделано, что на каждом уровне города видно небо?

- Очень просто. Когда-то это называлось телевидением. На перекрытиях установлены экраны, они трансформируют то, что есть над землей...

Когда она вышла, я подошел к письменному столу и тяжело опустился в кресло. «Ненавижу их,- мелькнула мысль. - Ненавижу». Я не знал даже толком, кого имею в виду. Всех. Обманули меня. Сослали меня, сами не зная, что делают. Пожалуй, было бы лучше, когда бы я не вернулся. Я - лишний.

Перевели с польского ИГОРЬ БРЕЧАК, АНАТОЛЬ КИСЕЛЬ и С. СКИРТА