И семестр
БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК № 20
Тема. Тематическая аттестация № 2
Цель: повторить понятия по теории литературы, содержание прочитанных басен, обобщить изученное, проверить уровень знаний по теме «Миф в мировой литературе»; развивать творческие способности; воспитывать стремление к высоким результатам.
ХОД УРОКА
I. Объявление цели урока
II. Ознакомление с заданиями для аттестации
III. Выполнения работы (в письменной или устной форме)
1. Теория литературы
Что такое... :
• байка?
• аллегория?
• эзопов язык?
2. Содержание произведений
Отгадай сказку по отрывку.
1) «Мартышка к старости слаба глазами стала». («Мартышка и очки»)
2) «Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»)
3) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
4) «Хоть видит око, да зуб неймет». («Лисица и виноград»)
5) «Ай, Моська! знать, она сильна,
Что делает на Слона». («Слон и Моська»)
6) «Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет». («Лебедь, Щука и Рак»)
7) «А ларчик просто открывался». («Ларчик»)
8) «Слона-то я не приметил». («Любопытный»)
9) «А Васька слушает да ест». («Кот и Повар»)
10) «Когда согласие между людьми - их трудно победить, когда несогласие - легко». («Земледельцу дети», Эзоп)
11) «Лев созвал совет и сказал:
“Наверное, Бог послал кару
Нам за чью-то тяжкую вину”». («Зачумленные звери», Лафонтен)
12) «как бы ты ни оправдывалось, я тебя все равно съем». («Волк и Ягненок», Эзоп)
3. Анализ произведения
1) Из каких частей состоит басня? (С повествовательной части и морали)
2) Назовите общие признаки басен Эзопа, Крылова, Лафонтена.
3) Чем отличаются басни Эзопа, Крылова, Лафонтена?
4) Какие черты олицетворяют в себе персонажи басен?
Волк - (грубость, наглость, сила)
Ягненок - (беззащитность, слабость)
Лиса - (хитрость, лестивість)
Ворона - (наивность, самовлюбленность)
Осел - (неразумность)
Обезьяна - (неразумность, суєтливість, легкомыслие)
5) Проведите литературные параллели до известных вам басен Эзопа и Крылова. («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Муравьи и Цикада» - «Стрекоза и Муравей»)
6) Приведите примеры крылатых выражений из басен. («Спой, светик, не стыдись», «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» и т. др.)
4. Творческое задание
1) Опишите, как может выглядеть обложка книги «Басни И. А. Крылова» (Эзопа, Лафонтена).
2) Напишите собственную басню в стихах или в прозе.
Тематическое оценивание можно провести в форме игры между командами (устно) или в форме индивидуальной работы (письменно). В последнем случае учащиеся могут выбирать вопросы по желанию: каждый ответ на вопрос 1 уровня оценивается 1 баллом, 2 уровня - 2 балла, 3 уровня - 3 баллами, 4 уровня - 4 баллами.
IV. Итоги урока