9 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РОМАНТИЗМА
Е. Т. А. ГОФМАН, ДЖ. БАЙРОН, Г. ГЕЙНЕ, А. МИЦКЕВИЧ
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
«Доля Цахеса присутствует, возможно, в каждом в нас»
Считаю, что такое предположение обидит многих. «Как, - воскликнут некоторые, - я что, такой уродливый снаружи?» «Как вы можете меня сравнивать с этим беззастенчивым захватчиком чужих заслуг?» - возмутится второй. А третий, возможно, начнет отрицать свою причастность к людей, подобных філістерам. Но, если задуматься над этим, все гораздо сложнее. И речь идет не о том, что видят все, а о тайном, что каждый из нас тщательно скрывает от всех. О чем я? Попробую объяснить.
Цахес - образ очень сложный, и исследователи характеризуют его по-раВНОму. Одни усматривают его сущность в насмешках из общества, в котором важна лишь видимость, а не настоящие заслуги, другие - в опровержении власти золота, символом чего является золотые волоса на голове Цахеса, третьи - в обрисовке несправедливого и неравномерного распределения материальных и духовных благ в користолюбивому обществе, четвертые - в иронии над просвітниками, которые воспринимают фантастическую иллюзию за истину. Но если подытожить все сказанное и определить общую символическую суть образа, то речь, видимо, о темные инстинкты у человека, ее желание возвеличивание, получение неограниченной деспотической власти над душами и умами людей.
Вспомним общеизвестное утверждение о черта и ангела на плечах человека. Иначе говоря, две стороны человеческой натуры - светлую и темную. Которая стираем;е в том или ином случае? Этого, думаю, не знает никто. А касается это всех. Может, именно Цахес пробудится в нас и заговорит громким голосом, если условия сложатся как-то неожиданно?
Каждый из нас в своем даже не очень большом жизненном опыте уже имеет пример того, как человеческие заслуги, почему-то должным образом на бумаге не оформлены, не имеют веса и не дают человеку преимуществ над другими: И так ли уж редко мы видим присвоение сделанного другим человеком совсем третьим лицом. Несмотря на то, что, пожалуй, большинство представителей сегодняшнего общества ищут как можно более легких путей в жизни, не окажется ли ситуация присвоение чужого для некоторых непреодолимым соблаВНОм?
Я хочу, чтобы каждый откровенно поставил себе вопрос: от какой суммы денег он не сможет отказаться и вообще сможет отказаться от денег? Я хочу, чтобы кто-то сказал, что не мечтает стать руководителем, не мечтает о том, как возле него толпятся поклонники, фанаты и т.д. Несмотря на предвыборную политическую борьбу, скандалы международных спортивных соревнований, происки в сфере бизнеса, думаешь, что тот император, который ушел выращивать капусту, является святым.
А теперь вернемся к Цахеса, точнее, до нас с вами. Мы с детства сравниваем красоту внешнюю и внутреннюю, знаем, что нужно осудить Снежную королеву и возвеличить Герду, осудить Цахеса и похвалить Бальтазара за борьбу против него. А задумывался ли каждый из нас о соотношении себя внутреннего, тайного, глубоко спрятанного с собой внешним, тем, oа для всех? Боюсь, что тщательный и честный анализ самого себя даст не очень утешительный результат. Возможно, каждый согласится, что какая-то доля Цахеса (у кого меньше, у кого больше) присутствует, возможно, в каждом из нас.