ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

9 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

ВОЛЬТЕР, И. В. ГЕТЕ, Ф. ШИЛЛЕР

 

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Образ Гордона как воплощение концепции «цивилизованного человека» Просвещения

Гордон - это священник-янсеніст. Янсенисты - представители протестантского течения в христианстве - проповедовали бесконечную Божью благодать.Вольтер изображает героя бодрым и спокойным старым, «что определялся двумя незаурядными талантами: умел терпеть тяготы и утешать обездоленных».

Образ Простака декларирует в одноименной повести Вольтера ведущую для Просвещения идею «естественного человека». Какое же отношение к Просвещению имеет идейную нагрузку образа священника Гордона? Каково его место в раскрытии идейно-художественного содержания повести?

Во-первых, как известно, Вольтер в своей философской повести полемизировал с Ж.-Ж. Руссо. Итак, Гурон и Гордон - носители различных идейных концепций, которые олицетворяют позиции автора «Простака» и его оппонента - Руссо. Устами своих героин Вольтер провозглашает собственное отношение ко многим существующим на то время теорий, излагает свои взгляды на религию, историю создания мира, современное искусство.

Во-вторых, отношения Гордона и Простака в тюрьме - это своеобразная иллюстрация к конечному результату задач Просвещения - путем образования, главного инструмента цивилизации, развивать лучшие природные черты человека, скованные «тюрьмой» псевдоцивілізованого монархического строя. Недаром он «посадил» Простака вместе со священником Гордоном, заключенным без суда за отказ признавать папу неограниченным повелителем Франции, создав оппозицию: природа - цивилизация.

В-третьих, Гордон олицетворяет концепцию цивилизованного человека, под руководством которой Гурон получает европейское образование, укрепляет свой разум.

Вольтер критиковал несовершенство цивилизации, хотя и не идеализировал поведение «естественного человека». Это подтверждают отношения между Гуроном иГордоном.

Казалось бы, преимущество должно быть на стороне старого - представителя цивилизации. Он полвека посвятил науке, а его оппонент в то время воспитывался в племени дикарей. Но молодой человек удивил старого, продемонстрировав мысли, которые присущи душам опытным. Гордон знакомит Простака с научными знаниями и культурными ценностями, которые человечество создало за предыдущие века, Гурон узнает о духовные и интеллектуальные поиски человечества. Суть просветительских задач суток Простак воспринимает глубоко и последовательно через отсутствие предубеждения, свободу от условностей цивилизации и отсутствие цивилизованных вкусов и мнений. Простак, овладев различными знаниями, остался искренним, естественным и страстным. Это убедило Гордона в том, что в его слепой вере не все совершенно, как ему казалось раньше. Благодаря словамГурон суровый философ научился видеть благородное в любви, его способность облагораживать душу и порождать благотворительность.

Полемизируя с Руссо, который абсолютизировал природу и видел в цивилизации только отрицательное, Вольтер утверждал, что для превращения в человека из животного нужно образование, следовательно, цивилизация. В то же время наука в произведении Вольтера помогает выявить преимущества и недостатки цивилизации. Все это подтверждается в дискуссиях «естественного человека» Гурон и цивилизованного человека - священника Гордона.

Итак, подводя итог всему сказанному, можно прийти к выводу, что Гордон является воплощением концепции цивилизованного человека, является частью оппозиции - природа - цивилизация, которая в повести превращается в литературную дискуссию с оппонентом Вольтера - Руссо.