РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
Десять тысяч профессий есть на свете,
и все они мизерные, и только обучение величественное.
Китайская пословица
В Центральной и Восточной Азии на берегу трех морей (Желтого, Восточно-китайского и Південнокитайського) расположена страна древней культуры - Китай, что подарила миру огромное количество художественных достижений и научных открытий. Много вещей, без которых невозможно представить нашу жизнь, пришли именно из Китая: компас, бумага, фарфор, шелк и др. Всем известно одно из чудес света - Великий Китайский мур1 (или, как называют его китайцы, - Длинный забор, который можно увидеть даже из космоса).
Уникальность китайской культуры заключается в том, что в ней веками утверждались традиционные ценности: уважительное отношение к старшим, помощь ближнему, семейные отношения, самосовершенствование человека, поиск ней ее личного жизненного пути, стремление к сочетанию внутреннего желания и гражданского долга, преклонение перед природой как пример гармонии и вечности. Издавна китайская культура была основана на признании силы нравственного примера. Благородный человек, как гласит древняя китайская мудрость, избегает ненависти, не вызывает раздоров, сдержанная в словах, вежливый в общении. Каждый человек должен заботиться о том, чтобы становиться лучше, утверждать и обогащать мораль своего народа.
1 великая Китайская стена - каменные и земляные укрепления в северной части Китая длиной почти 9 тыс. км, их строили с V в. до н. э.
Большую роль в культурных контактах Китая с внешним миром играли Великий шелковый путь, который был проложен во II в. до н. э., и Морской шелковый путь, открытый примерно в 100 г. до н. э. С тех пор началось знакомство стран мира не только с китайским шелком, чаем, но и с китайской творчеством мастеров слова и искусством. Возможно, в результате такого культурного обмена в Европу попала китайская народная сказка «Кисточка Маляна».
Уже из самого названия произведения становится понятно, что он посвящен образу художника и проблеме искусства, его удивительной силе и влиянию на людей. И это не случайно, ведь с давних времен в Китае сформировалось особое представление об искусстве рисования. Живопись, поэзию и каллиграфию (умение красиво писать) древние китайцы рассматривали как единый мир, проявляющийся посредством ієрогліфа1 - нарисованного знака, в котором соединились зримый образ и глубокое значение. В глубокой древности иероглифы писали кисточками. Поэтому тот, кто знал грамоту (то есть иероглифы, а их было несколько тысяч), имел еще и красиво рисовать. Каллиграфия в Древнем Китае была настолько важной, что даже чиновников принимали на высокие должности только при условии совершенного владения этим искусством.
В то время в Китае рисовали на деревянных досках, шелке, бумаге, фарфоре. Как правило, с этой целью использовали черную или цветную тушь. Около рисунка, художник должен был еще написать какой-нибудь стих, который по смыслу был близок к изображенной картины. Умение воспроизводить действительность в живописных образах издавна было удивление популярным. Волшебная сила искусства делала душу человека более утонченной, чуткой, открытой к миру в целом.
Китайский каллиграф
1 Иероглиф - знак в китайской системе письма. Он может обозначать как отдельные звуки, так и целые слова. Например, иероглиф «хао» означает хорошо. Из Китая иероглифы распространились в других странах, хотя со временем изменились.
В китайской народной сказке бедный мальчик Малян благодаря волшебному кисточке получил сверхъестественную силу: все, что он рисовал, оживало и становилось частью реального мира, таким образом утверждается огромное значение искусства, которое призвано одухотворять окружающий мир, делать его лучше и совершеннее. Кисточка Маляна служит не только красоте, а и утверждению справедливости. В сказке действуют разные персонажи - те, кто творят добро, и те, кто творят зло народу. Волшебная кисточка Маляна побеждает жестоких, жадных и своевольных властителей (помещика, імператора1). Сказка, посвященная искусству, напоминает художественное произведение - сочетание различных картин, узоров, деталей из человеческого и природного миров. Волшебные существа, которых рисовал мальчик-мастер, имели способность к превращению, что отражает представление древних китайцев о естественный переход одного в другое.
А то, что нарисовал император, завладев волшебным кисточкой, превратилось в груду камней и здоровенного удава. В сказке встречаем стихии ветра и воды, которые, согласно представлениям древних китайцев, помогают человеку жить в гармонии с миром. Эти стихии способствуют Малянові победить жестокого императора, освободить от него всех людей. Так, в народной сказке утверждается народный ідеал2 - преодоление зла посредством силы искусства.
Эти каво знать
Иероглифы в Китае имеют много значений, поэтому читатель должен постоянно думать, размышлять над смыслом того или иного нарисованного знака. Искусство каллиграфии предусматривало передачу красоты иероглифов. С давних времен каллиграфия считалась своеобразным средством выражения состояния души человека. Иероглифам приписывалась чудодейственная сила. Каждый штрих - живая форма, которая воплощает «жизненную силу», наполняет гармонией искусство.
1 Император - правитель империи (страны).
2 Идеал - представление о благо, добро, совершенство, высшую ценность.
Иероглиф «добро»
Основной целью китайской народной творчества, как и других стран мира, есть утверждение идеала. Однако у каждого народа е свой идеал. В Древнем Китае именно искусство было идеалом, то есть воплощением мечтаний и стремлений народа об улучшении жизни. Китайской культуре издавна присуще стремление воссоздать связь человека с природой - водой, воздухом, землей, растениями, птицами и животными. И художник должен уметь отражать эту связь в своих произведениях. Жизнь природы и их восприятие человеком, радости и печали существования, любовь к родине и сострадания ко всему сущему - все это вдохновляло китайских мастеров слова.