ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 14

Тема. (ПЧ) Беседа по внеклассному чтению по произведению Ги де Мопассана «Пышка»

 

Цель: вызвать у учащихся интерес к художественной литературе, желание расширять свой кругозор; производить литературные, эстетические вкусы; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, умение анализировать произведение, оценивать его с точки зрения художественности; воспитывать любовь к книге.

Оснащение: читательские дневники, портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к ним, кинофильм.

Тип урока: беседа с внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. По подсчетам ученых, человек за жизнь может прочитать в среднем немного книжек - примерно три тысячи (возможно, и больше, если это является ее специальности). Литературных произведений существует в тысячи раз больше. Следовательно, нужно выбирать для чтения самые интересные, полезные книги. Есть даже так называемые «золотые списки» лучших произведений мировой литературы, и французский писатель второй половины XIX века Ги де Мопассан, бесспорно, занимает в нем свое место.

«Я вошел в литературу, как метеор»,- шутливо говорил Мопассан. Действительно, он стал знаменитостью на другой день после опубликования «Пышки». Но чудо остается чудом только до тех пор, пока неизвестным механизм: мгновенной славе Мопассана предшествовало долгое и упорное обучение литературного искусства. Об этом - на нашем уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Беседа по внеклассному чтению

1. Сообщение ученика о писателе

ГИ ДЕ МОПАССАН

(5 августа 1850 - 6 июля 1893 года)

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан родился в Нормандии 5 августа 1850 года.

Он происходил из обедневшего дворянского рода, переселившегося из Лотарингии в Нормандии в XVIII ст. Дед писателя, Жюль де Мопассан, который умер в 1875 году, владел имением в Невиль-Шан-д'Уазель, но, не умея вести хозяйство, продал свое имение и впоследствии совсем разорился. Отец писателя, Гюстав де Мопассан (1821-1899), женат с 1846 года на своей подруге детства - Лори Ле Пуатвен (1821-1903), которая происходила из старинной нормандской культурной буржуаВНОй семьи, вынужден был поступить на службу и стал биржевым маклером в Париже. Он любил искусство, писал акварели, дружил с художниками. Имел репутацию изысканного дворянина, щеголя и мота. Его легкомысленный нрав мало соответствовала характеру жены, сосредоточенной и вдумчивой. После рождения второго сына, Эрве (1856-1889), родители Мопассана расторгли брак, и мать поселилась с обоими сыновьями в приморском городе Этрета на вилле Вергі, что ей принадлежало.

Детские годы Мопассана прошли в Нормандии. Пользуясь полной свободой, он бегал по полям и лесам, лазил прибрежными утесами, ходил с рыбаками в море, научился ловить рыбу и управлять парусами, знал все местные достопримечательности и обычаи, овладел нормандский диалект. Уже тогда он хорошо ознакомился с мелкопоместным бытом и жизнью фермеров, крестьян, рыбаков, матросов.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать отдала его в духовной семинарии городка Ивето. Юному Ги была не по душе строгая дисциплина, царившая в семинарии. Он неоднократно убегал домой, всячески бунтовал и резвился. В конце концов, его исключили, поводом к чему было его шутливое послание в стихах «Давно от мира очужілий», в котором юный поэт сообщал своей кузине, которая выходила замуж, что он вовсе не намерен отречься от всех радостей жизни в семинарской «зажиттєвій могиле».

В 1866 году Лора де Мопассан отдала сына в руанский лицей, также закрытого заведения, но тут юноша все же был свободнее и никто не преследовал его за писание стихов. А среди преподавателей - поэт-парнасец Луи Буйле, его первый наставник в литературе.

В июне 1869 года Мопассан окончил руанский лицей со званием бакалавра и поступил на юридический факультет в нормандском городе Канне. Летом 1870 года вспыхнула франко-прусская война, и Мопассана было призвано на военную службу. Он участвовал в походах, находился в Париже во время осады, сначала в форте Венсен, а затем в Главном інтендантстві. Где был Мопассан во время Парижской коммуны, до сих пор не установлено.

После войны вследствие экономического кризиса имущественное положение родителей Мопассана резко ухудшилось. Юноша уже не имел возможности получить высшее образование и вынужден был поступить на службу. С 1872 года до ноября 1878 года он служит в Морском министерстве, ведя тяжелое, полунищее жизни.

Жалованья не хватало на уплату необходимых расходов. Мопассан сводил концы с концами только благодаря незначительной помощи отца.

Службу в Морском министерстве Мопассан возненавидел и без обиняков называл ее своей «тюрьмой». В министерстве было известно, что парень мечтает стать писателем; литературные интересы, которые отдаляли его от товарищей по службе, вызвали к нему подозрительное и неприязненное отношение со стороны начальства. Служебные аттестации Мопассана, сначала вполне благоприятные, стали совсем другими. «Боюсь, как бы его таланты не отдалили от административных работ»,- єхидствував шеф в одной из последних аттестаций.

«Воскресные прогулки парижского буржуа», «В лоне семьи», «Наследие» и ряд других новелл полны мрачных впечатлений Мопассана о службе в Морском министерстве. Писатель воссоздал здесь маленький мир пошлых чинуш, мелких интриганов, подхалимов и проход, что делают себе карьеру, смеются с бедного переписчика и одновременно унижаются перед начальством, как, например, перед карикатурным громовержцем вроде господина Торшбефа.

После длительных ходатайств, участие в которых принимал и Флобер, Мопассану удалось перевестись в декабре 1878 года в Министерство народного образования, где он пробыл до конца 1880 года, получив после успеха «Пышки» полугодовой отпуск по болезни. В 1870-х годах весь свой внеслужебное время Мопассан посвящал двум страстям - гребному спорту и литературе. Летом он жил в пригороде Парижа и просыпался до рассвета, чтобы покататься по Сене; в десять утра - он на службе, вечером - снова на реке.

Поэзия реки, ночные туманы Сены, ее тенистые зеленые берега, гонки, рыбалка, любовные приключения и весь бесшабашный быт гребцов - все это нашло отражение в новеллистике Мопассана. Еще в 1870-х годах он мечтал создать цикл новелл «Лодочные рассказы». Сюжеты этого цикла, возможно, переработанные затем в его новеллах «На реке», «Подруга Поля», «Поездка за город», «Иветта», «Са-Ира», «Мушка» и др.

Кроме гребного спорта, Мопассан любил путешествовать; хотя служба не давала ему для этого много возможностей, он все же время совершал длительные пешеходные экскурсии. В августе 1877 года он ездил в Швейцарию, а в 1879 году путешествовал пешком Бретанією.

Все время, свободное от службы, спорта и любовных авантюр, Мопассан отдавал литературе. «Поросенок! Постоянно женщины!» - рычал на него Флобер, с которым он виделся часто, иногда по воскресеньям. Флобер требовал от своего ученика ежедневной регулярной творческой работы, которой все остальное должно быть принесено в жертву: «От пяти часов вечера и до десяти утра все ваше время должно быть посвящено музе. Для художника существует только один принцип - жертвовать всем ради искусства».

Советы Флобера сказались: литературная работа Мопассана в 1870-х годах отличалась интенсивностью. «На протяжении семи лет,- вспоминал он,- я писал стихи, писал повести, писал новеллы, написал даже отвратительную драму». В эти годы накапливался и его огромный запас новелістичних сюжетов.

Сближение с молодыми последователями Золя, преимущественно прозаиками, совпадает с переходом Мопассана в конце 1870-х годов от поэзии к прозе.

Громкий успех «Пышки» сопровождался приглашением Мопассана к сотрудничеству с газетой «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». В сентябре и октябре 1880 года Мопассан совершает путешествие Корсикой, впечатления от которой отразились в ряде его рассказов и новелл, а также в одном из разделов романа «Жизнь». В 1881 году он путешествует Алжиром, где в то время происходили восстания местного населения против французского колониального гнета; путевые очерки Мопассана издано книгой «Под солнцем» (1884). Летом 1882 года писатель вторично путешествовал Бретанією.

В 1881-1883 годах Мопассан сближается с Тургеневым, дает ему для просмотра свои новые произведения, становится вместе с ним членом комитета по сооружению памятника Флоберу.

Регулярная труд, завещанный Флобером, стала в 1880-х годах первейшим условием творчества Мопассана. Работая каждое утро с семи до двенадцати, Мопассан успевал в среднем написать шесть страниц, а по вечерам записывал свои дневные впечатления. Напряженной работой писатель доводил себя до хронического переутомления. Длительное время позволял себе единственный ежегодный отдых - участие в охотничьем сезоне, который открывался в сентябре. Он снова попадал в Нормандию, к своей многочисленной родне и знакомых. Впечатления от охоты отразились во многих его новеллах («Любовь», «Ржавчина», «Петух пропел», «Вальдшнеп» и др.).

Биографы подсчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц. Этого не достигли ни Бальзак, ни Диккенс, ни даже Дюма-отец. Но здесь имеются в виду только страницы художественной прозы и не приняты во внимание те «хроники»-очерки и фельетоны, которые Мопассан еженедельно печатал в газетах.

Литературный успех Мопассана рос от одной книги к другой. В 1882 году художник издал сборник новелл «Мадемуазель Фифи»; в 1883 году - сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», который высоко оценили И. С. Тургенев и Л. М. Толстой. Эти произведения поставили Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем», в следующем году - сборник «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Туан», а одновременно с ними - роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность.

Напряженная творческая работа первого пятилетия 1880-х годов значительно расшатала здоровье Мопассана.

Ежегодно Мопассан проводит все больше времени в разъездах. В январе-марте 1885 года он ездит Италией; летом того же года живет в Оверни и лечится на курорте Шатель-Гюйон; летом 1886 года ненадолго посещает Англию; в октябре-декабре 1887 года путешествует Алжиром и лечится на местных минеральных водах; в июле 1888 года радуется водами курорта Экс-ле-Бен в Савойе; в сентябре-октябре 1889 года путешествует морем вдоль побережья Италии, заезжая во Флоренции и Пизы; в апреле 1890 года - вторая поездка на несколько дней в Англию, в июле того же года - новый курс лечения в Савойе; в июне-июле 1891 года - путешествие по югу Франции. Нельзя не вспомнить о полетах Мопассана 8 июля 1887 года на воздушном шаре «Орленок»: пуля опустилась в Бельгии близ устья Шельды. Потребность отдыхать от парижского шума и от всех связей, находиться в полном одиночестве побудила Мопассана купить зимой 1885-1886 года небольшую яхту, которую он назвал «Милый друг». На этой яхте он совершил немало путешествий Средиземным морем вблизи французских берегов, а в январе 1888 года приобрел другую, более вместительную яхту, которой оставил то же название.

В 1886 году выходит роман Мопассана «Монт-Ориоль» и два сборника новелл: «Маленькая Рок» и «Господин Паран». В последующие годы творческая продуктивность писателя ослабевает и он выпускает уже только по одной коллекции в год: «Орля» (1887), «Избранник д-ки-жи гюссон» (1888), «С левой руки» (1889) и «Бесполезная красота» (1890).

Умер Мопассан 6 июля 1893 года, похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.

 

image8

 

Ги де Мопассан

 

2. Наблюдения над текстом, работа с сюжетом

Комментированный пересказ повести Мопассана «Пышка».

Составление «сюжетной цепочки»

Ожидаемые ответы

Городом проходят остатки разбитого французского войска жители в страхе и панике ждут по домам прусских оккупантов победители заняли город, разошлись по домах местные постепенно привыкали, даже сажали офицеров за свой семейный стол, хотя на людях не проявляли с ними своего близкого знакомства хотя город и покорилось, лодочники и рыбаки раз за разом находили в реке убитых немцев местные коммерсанты возобновили свою работу, и им понадобилось попасть к Гавру, что был занят французской армией с помощью знакомых немецких офицеров они добились от коменданта разрешения на выезд для путешествия наняли большой дилижанс выезжали рано утром, падал снег в экипаже находилось: супруги Луазо, которые занимались оптовой торговлей вином, фабрикант Карре-Ламадон с молодой женой, граф Юбер, который представлял орлеанскую партию департамента, и его жена, две монашки, демократ Корнюде и «особа легкого поведения» по прозвищу Пышка порядочные женщины начали шептаться и возмущаться присутствием в их компании такого лица ехали очень долго, застревая в снегу нигде нельзя было купить еды Пышка достала корзину и начала есть цыпленок все жадно смотрели, но считали не достойными себя брать от такой женщины еду первым сдался Луазо Пышка предложила монахиням угоститься потом не выдержали и остальные, быстро опустошили корзину Пончики начали говорить с ней женщина рассказала о своей ненависти к оккупантам, о том, как начала душить одного из немцев, и теперь ей приходится скрываться доехали до поселка Той, которое было занято оккупантами остановились в трактире офицер проверил их документы для выдачи разрешения на выезд во время ужина комендант вызвал к себе Элизабет Руссе - Пончик и вернулась после разговора яростным и нервоВНОй, не говоря о причине трактирник и его жена ругают оккупантов, осуждают войну, ведь их сыновья в армии Корнюде добивается Пампушки, но и отказывает, считая за стыд отдаваться страсти, когда рядом враг утром оказалось, что в дилижанс никто не собирается запрягать лошадей - комендант запретил выезд несколько дней путешественников не выпускают, все время спрашивая у Элизабет, не изменила ли она своего решения Пончик долго не говорила причины, потом призналась, что офицер ее добивается, а она не может из патриотических соображений (хотя это, фактически, ее профессия) попутчики договариваются уговорить Пышку, деликатно приводя ей различные примеры из истории, когда женщинам приходилось жертвовать собой ради других или ради победы Пышка еле соглашается, говоря, что это только ради них утром экипаж был заложен и путешественники могли ехать но теперь все смотрели на Пышку с презрением отворачивались, не разговаривали в дороге начали есть, а Пончик не успела ничего с собой взять никто ее не угостил она сидела и плакала, а Корнюде всю дорогу насвистывал «Марсельезу».

 

3. Обмен впечатлениями от прочитанного

 

4. Сообщение ученика о франко-прусскую войну 1870-1871 годов

 

5. Слово учителя

Повесть «Пышка» вышла в свет в 1880 году и сразу сделала ее автора общеизвестным. В произведении Мопассан рассказал правду о франко-прусскую войну 1870-1871 гг. и об отношении к ней французского общества. Он показал, что в час великого национального испытания французы не обнаружили сплоченности и единства, что богачи, проникаясь корыстными интересами, лишь скрывали свое безразличие к проблемам родины (вспомните: «Граф Юбер рассказывал о вреде, нанесенном ему пруссаками, о убытки, связанные с кражей скота и гибелью урожая, но в его словах слышалась уверенность вельможи и миллионера, которому такой ущерб мог нанести хлопот максимум на год»). Только простые люди Франции кипели патриотической ненавистью к захватчикам, боролись с ними и выступали против войны вообще (вспомните слова старой трактирниці: «Да нет же, госпожа, от военных никакой пользы! И зачем это бедный народ кормит их, когда они только того и учатся, как людей убивать? Я старая, неграмотная, что и говорить, а когда посмотрю, как они, не жалея сил, топчутся с утра до ночи, то каждый раз думаю: «Вот есть же люди, которые делают разные там открытия, чтобы пользу другим принести, а зачем нужны такие, которые из шкуры лезут, чтобы навредить?» Ну разве не мерзость убивать людей, пусть они пруссаки, англичане, или поляки, или французы? Если отомстишь кому-нибудь, кто тебя обидел,- за это наказывают, и, значит, это плохо, а когда наших сыновей убивают из ружей, как дичь, значит, это хорошо,- если тому, кто уничтожит больше, дают ордена!»).

В «Пышке» Мопассан не без вызова противопоставил образ героини повести - содержанки, которую презирало «общество», ее «уважаемым» дорожным спутникам, представителям дворянства, буржуазии и церкви, которые олицетворяют, по ироничным высказыванием писателя, «обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества, слой людей порядочных, влиятельных, верных религии, с твердыми моральными принципами». Неумолимо, шаг за шагом развенчивает Мопассан подлое поведение этих «порядочных людей». Если сначала они хоть на мгновение разделяют патриотическое возмущение Пампушки, которая отказывает наглым притязаниям прусского офицера, то потом лицемерно и упорно пытаются сломить ее сопротивление. И эти же люди, после того, как Пончик согласилась на их уговоры, снова превращают ее, свою спасительницу, на объект осуждения и презрения.

Флобер назвал «Пышку» шедевром и утверждал, что произведение этот «останется, его никогда уже не забудут».

Работая над повестью, Мопассан сближается с Э. Золя и сторонниками литературного направления - натурализма. Поэтому в повести есть немало черт натурализма. Но в дальнейшей работе писатель отходит от него, считая, что настоящий художник должен дать читателям не «банальную фотографию жизни», а истинно художественное воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность».

 

6. Эвристическая беседа

¦ Согласны ли вы с мнениями литературоведов относительно значения произведения Мопассана, манеры и стиля изображения?

¦ Добавил это произведение до вашего представления о французской литературе II половины XIX в.?

Насколько вероятным и типичным сдался вам такой случай?

Учитель. Кстати, у героев повести есть реальные прототипы. Эту историю Мопассану рассказал его родственник Корд'ом, который действительно ехал в том дилижансе. Писатель несколько изменил ход событий. Анрієнна Легей, руанская куртизанка, прототип Пончики, на самом деле осталась верной своей непримиримой патриотической враждебности к прусского офицера и, по отзывам современников, была очень обижена на Мопассана за то, что он заставил Пышку поступить иначе.

 

V. Домашнее задание

Написать отзыв о новелле Ги де Мопассана «Пышка».

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Я поражен (-на)...

• Повесть «Пышка» читается и в наше время с интересом потому, что...

• Я открыл (-ла) для себя...