ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

10 КЛАСС

 

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

 

ГОБСЕК

 

Повесть «Гобсек» начинается с экспозиции. Сначала рассказ ведется от имени автора, который описывает один из зимних вечеров 1792-1830 pp. в салоне віконтеси где Гранльє - одной из самых известных дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье, а потом появляются голоса рассказчиков - Дервиля и Гобсека.

В этот вечер гости - молодой граф Эрнест де Ресто и стряпчий Дервіль - засиделись допоздна. Дервиля считают другом семьи, потому что он в свое время помог віконтесі вернуть утраченные во время революции деньги и имения. Камила, дочь віконтеси, любит молодого графа Эрнеста де Ресто. Но у матери графа плохая репутация в аристократическом мире, поэтому госпожа Гранльє хочет отказать ему в посещении своего дома, обещая, что пока она жива, никто из родителей не доверит ему будущее своей дочери.

Тут в разговор вмешивается Дервіль. Он рассказывает женщинам историю, которая, по его мнению, должна изменить взгляд на состояние дел в семье молодого графа де Ресто.

История эта началась давно. В то время Дервіль был младшим писцом в конторе стряпчего, изучал право и жил в меблированных комнатах. Его соседом был ростовщик Гобсек - спокойный надменный человек, которого никто и ничто не могло вывести из равновесия.

Каждая деталь этого яркого образа подчеркивает характер героя. Гобсек имел «лунный лик», волосы пепельно-серого цвета. «Желтоватая бледность его кожи напоминала цвет серебра, с которого слетела позолота». Черты его лица казались отлитыми из бронзы, а глаза желтые, как у хорька, прятались от яркого света. Нос Гобсек имел острый, похожий на свердлик, губы тонкие. Он никогда не терял душевного равновесия, даже когда его клиенты умоляли, рыдали, угрожали, он оставался спокойным и говорил тихо. Безжалостность Гобсека подчеркивают такие признаки, как «человек-вексель», «человек-автомат», которая подавляет в себе любые чувства. Завершает портретную характеристику упоминание о том, что добывая деньги, он сам бегал «по всему Парижу на тонких, худощавых, как у оленя, ногах». Угадать его возраст было трудно: то он заблаговременно постарел, то в старости выглядит молодо. В его доме все было опрятным и потертым, как в комнате старой девицы. Жизнь его, казалось, текло тихо, как песок в старом песочных часах.

Гобсек был очень осторожным, и никто не знал, бедный он или богатый. Однажды из его кармана выпала золотая монета, жилец, (пускался за ним по лестнице, поднял ее и подал Гобсекові, но тот не взял утерянного, потому что не хотел признаться, что у него могут быть такие деньги. Жил ростовщик одиноко и поддерживал отношения только с Дервілем, которому и открыл свои сокровенные мысли о мире и людях.

Вот что выяснил Дервіль. Гобсек родился в Голландии. Когда мальчику исполнилось десять лет, мать отдала его юнгой на корабль, который плыл в Индию. На том корабле он и странствовал в течение следующих двадцати лет. Гобсек всегда стремился разбогатеть, и судьба бросала его по миру в поисках богатства во всех континентах. Он знал многих знаменитых людей своего времени, был замешан во многих исторических событий, но не любил об этом говорить.

«Философия» Гобсека заключалась в том, что миром правит золото, а золотом владеет ростовщик, поэтому он имеет тайную власть над людьми. Монолог Гобсека - это гимн золоту. И не случайно в нем звучат патетические ноты: «У меня взор, как у господа Бога: я читаю в сердцах...» Но одновременно ощущаются и циничные мысли: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую...», «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?».

Гобсек развлекался тем, что изучал человеческие страсти и наслаждался своей властью над ними. Как поучительный пример, он рассказал Дервілю истории двух векселей, по которым получил деньги. Один в определенный срок оплатила швея Фани Мальвы, трудолюбивая и добропорядочная девушка, которая вызвала сочувствие даже у ростовщика. Второй вексель подписала одна графиня, а деньги получил ее любовник. Гобсек пришел к графине, но ему сообщили, что та еще спит и проснется не раньше двенадцати часов, потому что всю ночь была на балу. Ростовщик назвал свою фамилию и попросил передать графине, что зайдет позже. В полдень он снова пришел, и с улесливої поведения графини понял, что заплатить ему нечем. Даже красота женщины, которую он не мог не отметить, не пробудила в его сердце сочувствие: он предупредил, что раскроет ее тайну, когда она не заплатит. Во время их разговора в комнату зашел муж графини, и та вынуждена была отдать Гобсеку бриллиант, чтобы избавиться от ростовщика. Выходя из дома графини, он встретил ее любовника, на лице которого прочитал будущее графини.

Прошло несколько лет, Дервіль завершил курс права и получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Вскоре ему представилась возможность выкупить патент своего патрона. Гобсек дал Дервілю деньги в долг только под тринадцать процентов-обычно он брал от пятидесяти до пятисот процентов задолженной суммы). Прилежание и настойчивость в работе Дервиля дали ему возможность рассчитаться с ростовщиком через пять лет.

А еще через год Дервіль оказался на парубоцькому завтрака, где его должны были познакомить с известным в высшем свете господином де Трай. Последний попросил Дервиля помирить его с Гобсеком. Но ростовщик отказывается одолжить деньги человеку, у которого не было ничего, кроме долгов. Тогда де Трай, сміючйсь и хвастаясь, заявил, что в Париже нет никого, кто имел такой капитал, как у него. К тому же, сказал он, среди его друзей - известные в высшем мире люди. В это время возле дома остановился экипаж, и де Трай бросился к выходу. Вернулся он с необыкновенно красивой женщиной, в которой Дервіль узнал ту самую графиню. Женщина принесла в залог великолепные бриллианты. Дервіль понял всю глубину пропасти, в которую падала графиня, и попытался отговорить ее закладывать драгоценности, ссылаясь на то, что графиня замужняя женщина и подвластна мужчине. Гобсек оценил драгоценности и решил взять их в залог, но, учитывая юридическую сомнительность дела, предложил значительно меньшую сумму, чем настоящая цена драгоценностей. Заметив колебания графини де Трай начал намекать ей, что это заставляет его уйти из жизни. Поэтому женщина была вынуждена принять предложение Гобсека. Из указанных в договоре восьмидесяти тысяч ростовщик выписал чек только на пятьдесят. Остальные деньги он с ироничной улыбкой выдал векселями самого господина де Трай. Молодой человек взорвался ревом и обозвал ростовщика старым мошенником. В ответ на этот вызов Гобсек спокойно вытащил пару пистолетов, и сообщил, что он будет стрелять первым, потому что граф де Трай его оскорбил. Графиня взмолилась де Трая извиниться. Он пробормотал извинения и пошел за графиней, которая выбежала за дверь, охваченная ужасом, но все-таки предупредил, что, когда то, что здесь происходило, станет известным, тогда обязательно прольется чья-то кровь. На что Гобсек ответил, что для этого надо иметь кровь, а в де Трая вместо нее самую грязь.

Оставшись наедине с Дервілем, Гобсек дал волю своей радости, которую вызвало овладения за незначительные деньги роскошными бриллиантами. В это время в коридоре послышались поспешные шаги, Гобсек открыл дверь. Вошел муж графини, который был страшно взбешен и требовал вернуть залог, ссылаясь на то, что его жена не имела права распоряжаться этими драгоценностями. Впрочем Гобсек ничуть не испугался его ярости и угроз обратиться в суд. Дервіль решил вмешаться в спор и объяснил графу, что, обратившись в суд, то, возможно, не получит ничего, кроме позора, потому что дело очень сомнительное. Граф согласился заплатить за драгоценности восемьдесят тысяч и проценты. Благодарен Гобсек дал ему совет, как спасти имущество, сохранить его хотя бы для детей. По мнению Гобсека, вce имущество надо фиктивно продать надежному другу.

Через несколько дней после этого события граф пришел к Дервиля, чтобы узнать его мнение о честности Гобсека, Дервіль ответил, что в ростовщики живут два существа - скряга и философ, подлое и высокий, но, когда бы ему, Дервілю, грозила смерть, то он назначил бы опекуном своих детей именно Гобсека. Потом Дервіль рассказал графу историю своей ссуды в Гобсека. А также о том, что ответил ростовщик на вопрос, почему он не позволил себе сделать благодеяние бескорыстно, что побудило его заставить платить огромные проценты даже своего друга. Ответ Гобсека лучше всего характеризует его: так он освободил Дервиля от благодарности, дал право считать, что тот ничего не должен ростовщику. Граф принял решение передать право собственности на свое имущество Гобсеку, а контррозписку, которая юридически докажет фиктивность продажи, передать Дервілю...

Дервіль пытался раскрыть перед Камилой страшную бездну, в которую могут попасть женщины, переступив определенные пределы. На этом виконтесса отправила дочь спать. Когда девушка покинула общество, можно было продолжить разговор, не скрывая имен: ведь речь шла о графа де Ресто и его жену, родителей графа Эрнеста де Ресто.

Прошло немало времени после составления соглашения. Дервіль узнал, что граф де Ресто тяжело болеет, и захотел увидеть графа - он до сих пор не получил обещанной расписки. Но графиня не позволила этого. Она хорошо понимала, что ее ждет в будущем, потому что в то время все ее имущество было в руках Гобсека. Графиня также понятна сущность господина де Трай и разорвала с ним отношения. Теперь она казалась заботливой женой, заботится о больном человеке. Но на самом деле она лишь ждала случая завладеть имуществом, так как чувствовала, что в деле ее мужа с Гобсеком есть потайной смысл. Граф пытался передать расписку Дервілю через своего сына, но графиня и тут вмешалась в дело. Она начала умолять графа простить ее ради детей. Но граф был неумолим. Через некоторое время граф умер. Утром, когда пришли Дервіль и Гобсек, графиня закрылась в комнате мужа и никому не позволяла войти. Эрнест предупредил мать о визите гостей. Когда стряпчий и ростовщик вошли в комнату, где лежал покойник, в комнате царил страшный беспорядок, а в камине пылали документы, которые должны быть переданы Дервілю. Гобсек воспользовался преступлением, которое совершила графиня, и присвоил имущество графа.

Позже Гобсек сдал внаймы особняк графа. Он проводил лето в его поместье, изображал из себя вельможу, строил фермы, чинил мельницы. Как-то стряпчий сделал попытку уговорить Гобсека помочь Эрнесту, но ростовщик ответил, что несчастье - лучший учитель, пусть молодой граф узнает цену деньгам и людям, пусть поплавает по парижскому морю, когда он станет искусным лоцманом, тогда ему дадут корабль. Узнав о любви Эрнеста к Камилы, Дервіль сделал еще одну попытку повлиять на старого ростовщика и пошел к нему. Гобсек уже давно слег в постель, но дел своих не оставил. Он отложил ответ о Ернестову дело на то время, когда сможет встать, и это ему уже не суждено. Через несколько дней Дервілю сообщили о смерти ростовщика. Все свое богатство он оставил правнучке своей сестры, проститутки, которую прозвали «Электрическим скатом» или Огоньком. Дервілю он оставил в наследство запасы продуктов, которые накопил за последние годы, получая их от своих клиентов. Когда Дервіль открыл соседние комнаты, он чуть не потерял сознание от зловония, шедшего от загнивших товаров - рыбы, паштетов, кофе, табака, чая и т.д. На конец жизни Гобсек ничего не продавал, потому что боялся отдать задешево. Так его страсть пережила его разум.

Дервіль сообщил віконтесі, что вскоре граф Эрнест де Ресто будет введен во владение имуществом, что позволит ему жениться на мисс Камиллой. На это виконтесса ответила, что Эрнест должен быть очень богатым, чтобы обручиться с ее дочерью. Семья графа очень древняя, и Камила не может видеться со своей свекровью, хотя на раутах ее принимают.

Комментарий

Повесть «Гобсек» (1830; 1835) - одно из первых произведений, которые О. де Бальзак сознательно писал как фрагменты «Человеческой комедии». Она имеет четкую, продуманную построение, удостоверяющий композиционное мастерство ее создателя. Именно в этой повести появились первые сквозные герои бальзаківської эпопеи (Растіньяк, Б'яншон, Дервіль и др.).

По жанру «Гобсек» - социально-бытовая и не в меньшей степени - философская повесть. В ней, как и в других произведениях писателя, доминируют элементы реалистического стиля, однако ощутимы и романтические влияния. Главный герой, образ которого изображен с большим мастерством, с самого начала не бытовая, а почти символическая фигура. В нем ощутима масштабная романтическая типизация.

Бальзаковский Гобсек - скряга-философ, который прошел долгий жизненный путь, много переживший и постепенно выработал собственную систему взглядов, важнейшее место в которой занимают «личный интерес» и «инстинкт самосохранения». Из всех земных благ, с точки зрения Гобсека, только золото стоит того, чтобы люди добивались, потому что для него золото - это прежде всего власть, оно является символом: «Я владею миром, не уставая себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти». Монолог Гобсека - это гимн золоту.

Рассказ Гобсека характеризует его как аналитика и психолога, который знает жизнь, понимает человеческую природу, но отношение автора к своему герою неоднозначно: захват, переданное через восприятие Дервиля, меняется осуждением. Автор осуждает накопление ради накопления. Не случайно после смерти Гобсека не остается ничего, кроме тленных сокровищ.

В целом образ Гобсека олицетворяет силу и власть денег и разрушительное воздействие богатства на человеческую душу.