ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

9 КЛАСС

 

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

 

ВЕЧЕР ПРОТИВ ИВАНА КУПАЛА БЫЛЬ, КОТОРУЮ РАССКАЗАЛ ДЬЯЧОК ***СКОЙ ЦЕРКВИ

 

(Краткое изложение)

Лет сто или больше назад было близ Диканьки одно село, даже не село, а только самый бедный хутор. И появлялся там один мужчина, а точнее дьявол в человеческом обличье. Чего приходил - неизвестно. Гулял, пил, а потом вдруг исчезал. А когда снова приходил, собирал казаков, угощал водкой, девушкам дары подносил. А разбирался тот человек Басаврюк. И глаза у него были такие страшные, что никто не мог вопреки ему идти, потому что боялись.

Как-то отец Афанасий, иерей церкви, решил наказать Басаврюка, который даже в Пасхальное Воскресенье не ходил в церковь. Да где там! С трудом иерей ноги унес. Все, что смог сделать - сообщить, что всех, кто будет разбираться с Басаврюком, будет считать католиков.

И был в деревне парень - Петр Безродный. Работал у казака Коржа. И полюбил он хозяйскую дочь, Пидорку. Когда же хозяин увидел их вдвоем, то выгнал Петра, а дочь собрался выдать за богатого ляха. И девушка не хотела этого брака, поэтому послала к любимому своего маленького братика Ваню, чтобы обо всем рассказал. А Петр, услышав новость, пошел в кабак - горе свое заливать. И водка не брала его. И тут как раз подоспел Басаврюк и предложил помощь. А парень согласился, сказав, что все отдаст, чтобы только было у него счастья с любимой девушкой. Басаврюк изложил свои условия: в ночь на Ивана Купала Петр должен был прийти к Медвежьего яра, сорвав перед тем цветок папоротника, который цветет именно в эту ночь.

Поэтому побежал ночью парень к лесу. Нашел цветок, сорвал ее. И тут появился Басаврюк. «Глаза неподвижно устремленных на что-то, видное только ему самому; рот наполовину разинут, и ни слова. Вокруг не шелесне. Ух, страшно!.. И вот послышался свист, от которого похолодело у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучим бранью... Лицо Басаврюкове вдруг ожило; очи сверкнули. «С трудом вернулась, яга», -буркнул он сквозь зубы. «Смотри, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что скажет, а то пропадешь навеки!» Здесь развел он сучкуватою палкой куст терновника, и перед ними появилась хатка, как говорят, на куриных лапках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и, подвывая, обернувшися на кошку, кинулась в глаза им. «Не злись, не злись, старая чортихо!» проговорил Басаврюк, добавив такое словечко, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом сморщенным, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. «Славная красавица!» - подумал Петро, и мурашки побежали по спине у него. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ней, спрыскивая какой-то водой. Искры посыпались у нее из рта; пена появилась на губах. «Бросай!» сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал в воздухе; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что еле заметна была звездочка, не больше макового зернышка. «Здесь!» глухо захрипела баба; а Басаврюк, подавая ему заступ, произнес: «Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржеві и не снилось».

Петр стал копать, где указала ведьма. И когда выкопал сундук с сокровищем, старуха сказала, что надо этот клад сбрызнуть кровью. Потом подвела малого Ваню. Петр хотел было броситься на ведьму, и Басаврюк напомнил ему о его обещании. Тут глаза у Петра запылали, «разум помутился... как безумный, ухватился он за нож, и невинная кровь брызнула ему в глаза...» А потом он побежал, и, убігши в дом, бросился на кровать и заснул мертвецьким сном. Проспал он два дня и две ночи, а когда проснулся, увидел у себя два мешка с золотом.

Увидел Корж мешки и признал Петра за зятя, сказав, что всегда любил парня, словно родного сына. Вот уже и свадьбу сыграли. А про Ваню сказали - что его цыгане украли. Начали жить Петр с Пидоркою, и всего у них было вдоволь. И люди, проходя мимо дома, говорили, что от черта добра не будет. Ведь откуда еще, я к не от лукавого, так внезапно появилось у Петра богатство? К тому же и Басаврюк в тот же день куда-то исчез. И правду говорили люди. Ибо не прошло и месяца, как изменился Петр. Стал грустить, дичать, что-то пытался вспомнить. Но вспоминались кабак, водка, то, как кто-то подошел и толкнул в плечо... А дальше - ничего не помнил... А иногда такая злость на него находила - жене страшно становилось. Начинал бегать по комнате, кусать себя за локти, пока не падал в забытье.

Пидорка все глаза проплакала, пошла даже к знахарке в Медвежий овраг. И когда пришла к ним знахарка, Петр с диким хохотом схватил топор и бросил в бабу. И исчезла, зато появился призрак Вани. «Ивасю!» закричала Пидорка и бросилась к нему; и призрак весь, с ног до головы покрылся кровью и осветил всю хату красным светом... А Петр закрыл дверь и остался один посреди комнаты. Собрались люди, высадили дверь. Но, когда вошли, то не увидели ничего, кроме кучки пепла на том месте, где был Петр. А в мешках, где было золото - лишь черепки битые.

Пидорка после этого события дала обет идти на богомолье. Собрала все имущество, и пошла - куда, никто не знает. А в деревне снова начал появляться Басаврюк, он показывался то в печеном барани, то в рюмке, то в кадке, пугая людей.

Комментарий

В фантастических повестях М. Гоголя широко представлены украинские легенды и верования. Тут и ведьмы, и черти, и магический цветок папоротника... В повести «Вечер против Ивана Купала» фантастическое приобретает даже зловещего характера. Фантастические образы здесь выражают враждебные и губительны для человека силы, которые существуют в жизни, прежде всего - власть золота. Парня Петра - главного героя повести - погубила не магия, как это кажется на первый взгляд, а стремление к быстрому обогащению. На самом деле в фантастической повести Гоголя перед глазами читателя разворачивается история не торжества, а наказание зла и таким образом утверждается окончательная победа добра и справедливости. Таким образом, писатель утверждает законы народной морали; убеждает, что на состояния, полученных нечестным, преступным путем, счастья не построишь и что нельзя терять душу, стремясь получить желаемое.