ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Даниэль Дефо
(1660-1731)

Жизнь и творчество

Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниэль Дефо. Творчество Дефо представляет собой целую эпоху в развитии английской прозы, она подготовила и социальный реалистический роман XIX века.

Дефо является основоположником таких раВНОвидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман-воспитание, психологический, исторический, роман-путешествие. Конечно, в его работах эти романы не достаточно развернуты, против именно Дефо наметил важные линии в развитии жанра романа.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая находится под действием окружающей Сферы и жизненных обстоятельств.

Литературную деятельность Дефо начал в 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах». Около 500 произведений написал писатель. Однако, пожалуй, нет человека, не знакомого с «Робинзоном Крузо», одним из лучших произведений мировой литературы.

Даниэль Дефо утверждал, что история эта якобы написана самим Робинзоном Крузо, для того, чтобы отдать должное мудрости Провидения. Нет оснований сомневаться в искренности Дефо, который определил таким образом главную цель своего творения. Но объективное звучание произведений, тем более - в последующие эпохи, далеко не всегда совпадает с объективными намерениями и декларациями авторов. На самом деле автор «Робинзона Крузо» подверг должное ума, воли и трудолюбия человека, который побеждает в нелегкой борьбе с отчаянием и унынием.

В континентальной Европе Дефо быстро завоевал широкую популярность, а его роман породил огромное количество «робинзонада. В разных странах Европы появились книги с однотипным словосочетаниями в названиях: «немецкий Робинзон», «шотландский Робинзон», «французский Робинзон» и др. Большой популярностью, например, пользовалась и выходила в переводе на многие языки книга Питера Лонгвіля «Отшельник, или Неповторимые и удивительные приключения господина Филиппа Хилая, англичанина», который принадлежал к тому же разряду так называемых «воображаемых путешествий». Разный возраст судился этим книгам, но ни одна из них за идейно-художественной значимости не могла стать на один уровень с первоисточником. Жизнеутверждающий пафос романа Дефо оказался созвучным не только читателям эпохи Просвещения. История восприятия этой замечательной книги в нашем столетии не только показательна. Давно забыты многочисленные подражания «Робинзонов Крузо», неудачные пародии на него. А книжка до сих пор интересует читателя, наснажуючи его жизненной активностью, настойчивостью и любовью к труду. Даже в такие для мира время, когда, казалось бы, нелегко было выстоять перед натиском страха и отчаяния, «Робинзон Крузо» был среди таких гуманистических в своей основе книг, которые заставляли человечество поверить в себя, в собственные силы, в непобедимость здравого смысла.

Давно перешагнув через все национальные и государственные границы, первый и лучший роман Дефо выдержал самое трудное для произведений искусства испытание - испытание временем.

Творчество Дефо интересовала многих исследователей XX в., среди которых - Анікст О., Артаманов С, Родзевич С, Елистратова А., Урнов Д., Соколянский М., Корнилова Е.

1719рік стал заметной вехой в истории английской литературы. Того года вышел в свет знаменитый «Робинзон Крузо» - первый большой английский роман, который оказал значительное влияние на дальнейшее развитие всей европейской прозы.

«Робинзон» появился на свет, когда его создателю было почти шестьдесят лет. Правда, литературное имя он уже был, но какой же непрост был его путь к написанию своего бессмертного творения! Непростой, как и вся его литературная карьера, как и вся его жизнь.

Родился Даниэль Дефо 1660 году в семье лондонского фабриканта свечей Джеймса Фо (частицу «де» добавил к своей фамилии уже сам писатель).

Даниэль Дефо вырос в атмосфере напряженной парламентской борьбы буржуазии за увеличение своих политических прав и возможностей неограниченного обогащения. К богатству стремился и мистер Джеймс Фо, как и позже сам Даниэль. Мясная торговля была выгоднее, ніж. производство свечей, способствовала укреплению благосостояния семьи Дефо. Будущий автор «Робинзона Крузо» воспитывается под присмотром пуританского пастора Еннеслі, но имеет достаточно свободного времени чтобы досматривать до буржуаВНОго образа жизни торговых кварталов Лондона, блуждать таинственными переулками, увлекаться народными представлениями на площадях и слушать на берегу Темзы рассказы матросов о фантастических приключениях в далеких тропических морях.

В богословской школе мистера Чарльза Мортана Дефо получил достаточное по тому времени образование, но не оправдал надежд своего отца, не стал почтенным пастором. Не на церковной кафедре мы видим двадцатилетнего Дефо в 1680 году, а среди странствующих купцов, посредников между импортерами и коммерсантами. В последующие годы Дефо посетил Португалию, Испанию, Италию и Нидерланды. Однако Дефо человек деловой, увлеченный не красотой природы, моря, а своими коммерческими делами.

Дух бродяжничества в молодом Дефо органично вяжется с пафосом размаха морской колониальной торговли Англии, и лишь в старости к этой «романтики» буржуаВНОго развития присоединяются оттенки определенного разочарования Дефо в напряженной многолетней деятельности в искателя счастья» и мечта о «естественную жизнь», лишенное противоречий цивилизованного общества.

У1683році Дефо женился на Мэри Тефлі, приданое в 3700 фунтов дал возможность молодому коммерсанту приступить к широкой реализации их смелых торговых планов. Успешного и преуспевающего коммерсанта из него не получилось; он потерпел и мелких поражений, и большого банкротства.

В 1690-е годы неудачный коммерсант нашел для себя новое поле деятельности - литературное. Среди ранних попыток пера Дефо-публицист чаще всего вспоминают его «Очерк проектов» (1697), написанный человеком, который серьеВНО задумались над развитием национальной экономики. В 1701 году он пишет стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин», направленный против аристократической оппозиции. Дефо язвительно высмеял нелепость самих силкувань рассуждать о «чистоте крови» англичан - нации, возникшей вследствие неоднократного смешения различных этнических групп.

После смерти Уильяма III и вступления на престол королевы Анны наступил (ас суровых притеснений пуритан-диссидентов. В конце 1702 года был издан анонимный саркастический памфлет «Как быстрее расправиться и дисентерами», что остро обличал новую политику по інаковіруючих. Авторство Дефо нетрудно было установить, и в феврале 1703 года панфлентиста арестовали и бросили в Ньюгейтської тюрьмы, Где он с небольшим перерывом пробыл почти два года. Кроме того, летом 1703 года он трижды стоял у позорного столба, однако общественная казни мужественного и остроумного защитника дисентерів превратилась в его триумф. Памятником этих событий стал его знаменитый памфлет - «Гимн позорному столбу» (1703 год), написанный в тюрьме.

От публикации «Очерка проектов» до появления панфлету «Гимн позорному столбу» прошло всего шесть лет, однако за это время произошло становление Дефо-литератора. Уже в ранней публицистике проявились те моменты мировоззрения Дефо, которые питали и следующие, зрелые произведения писателя. Это прежде всего «последовательный демократизм, большая вера в силы здравого ума и как следствие - неприятие многих социальных и религиозных предрассудков».

У1704 году Дефо начинает выпускать еженедельную газету «Обзор», сочиняя для нее подавляющую часть материалов. Это издание, которое стало чрезвычайно популярным не только в Лондоне, но и во всей стране, просуществовало до 1713 года, несомненно повлияв на формирование английского ранньопросвітницької периодики. Во время работы над «Обзором» и в последующие годы Дефо пишет также много различных по жанру произведений, включая памфлеты, трактаты и эссе, псевдо мемуары, жизнеописания известных преступников, путевые заметки и даже исторические труды.

К форме вымышленных мемуаров и дневников Дефо обращался и в 1720 года, когда был уже автором «Робинзона Крузо». Примером может служить известный и популярный до сих пор в разных странах «Дневник чумного года» (1722 год), в котором рассказывается о событиях эпидемии чумы в Лондоне. Написанные годом ранее «Записки кавалера» переносят читателя к еще более раннему периоду - к временам Тридцатилетней войны и в начале английской буржуаВНОй революции. По жанру эта книга скорее может быть охарактеризована как авантюрный роман и поставлена на одну ступень с такими произведениями писателя, как «Капитан Синглтон» (1720 год) и «История полковника Жака» (1722 год).

Особое место среди романов Дефо, созданных в 1720 годы, занимают две книги - «Момль Флендерс» (1722 год) и «Роксана» (1724 год).

Дефо был одним из основоположников бытового реалистического романа в Англии. Автор многих романов, Дефо созданием самого только «Робинзона Крузо» носов место в мировой литературе рядом с Рабле, Сервантесом, Свифтом. И сегодня его произведения являются популярными во многих странах.

Робинзон Крузо - «естественный человек эпохи Просвещения» Дефо пошел уже на шестидесятый год, когда в уюте деревни Сток-Ньюингтоне, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под подробной названием: «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которого погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказа о не менее удивительный способ, каким его в конце концов освободили пираты. Описано им самим». А впрочем, містифікаторський характер последней фразы розгадується очень скоро.

Путь свой до читателя роман нашел сразу. Через две недели после Его выхода появилось второе издание, в начале июня - третье, а через два месяца - четвертое. Подобной популярности не знала тогда в Англии ни одна другая книга. В чем же причина такого грандиоВНОго успеха? Н необычности судьбы главного героя? Возможно, но не только в том.

По мнению изобразить жизнь человека, попавшего на необитаемый и остров, писателя натолкнул реальный случай. В октябре 1704 года шотландец Александр Селькирк, штурман одного из британских кораблей, за неповиновение капитану был высажен на необитаемый остров архипелага Хуан-Фернандес за 350 миль от чилийского порта Вальпараисо. Через четыре года и четыре месяца подобрало его другое английское судно с напівпіратської флотилии капитана Вудса Роджерса. Сам Роджерс издал 1712 года книгу путевых заметок, в которой посвятил несколько страниц Селькірку. Нет оснований утверждать, что Александр Селькирк стал прототипом Робинзона Крузо: слишком уж велика дистанция между реальным моряком и вымышленным характером; но это история, которая стала известна Дефо, несомненно, дала толчок к созданию знаменитого романа.

Вообще в тогдашней Англии был большой интерес к книгам, где рассказывалось о морские странствия и приключения. Читатели», разумеется, привлекали описания неизвестных земель, экзотических народов и обычаев, но не менее интересным был для них авантюрный аспект таких рассказов. Дефо учел популярность подобной литературы и совсем не случайно предоставил жизнеописания Робинзона Крузо кое-приключенческого характера.

Называя приключения своего героя «необычными и удивительными», писатель отнюдь не преувеличивал. Даже самый перечень фактов из биографии Робинзона Крузо способен произвести сильное впечатление, а тем более - подробный рассказ. Выходец из пуританской буржуаВНОй семьи вопреки воле отца, который мечтал видеть сына юристом, пускается в море, потом становится торговцем-мореплавателем, на ш;и годы попадает в плен к мавров, с риском для жизни бежит и рабства, четыре года владеет сахарной плантацией в Бразилии, отправляется в Гвинею по черных рабов и, наконец, в результате кораблекрушения в океане попадает на необитаемый остров, где живет двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Рассказ в книге ведется от первого лица и сначала напоминает и воспоминания: «Я родился в 1632 году в порядочной семье...» - такими словами открывается роман, и мемуарная форма повествования продолжается вплоть до того момента в развитии фабулы, когда герои после кораблекрушения оказывается на необитаемом острове. Дальше начинается «Дневник» Робинзона Крузо, который он ведет, живя на острове, а потом снова Идут воспоминания.

Выбор такой повествовательной манеры - мемуарной и дневниковой - был обусловлен не только личным опытом и литературно-стилевыми предпочтениями беллетриста. Эта манера быстрее отвечала «новой историко-культурной эпохе с характерным для нее приматом рационалистического начала в искусстве».

В жизни Робинзона ничего не происходит по мановению волшебной палочки или по воле божественных сил. Вполне реальные обстоятельства предопределяют его приключения и скитания, пока он попадает на остров, а дальше... дальше хозяином его судьбы становится он сам и только он сам.

Робинзон на своем острове вроде бы повторяет основные стадии культурного развития человечества, выступая в роли охотника, скотовода, земледельца, но он - не человек первобытных человеческих коллективов, прошедших через эти стадии, а настоящий англичанин XVIII ст., которого Дефо вооружает орудиями современной ему техники и мировоззрением английской буржуазии эпохи ее перехода на стадию своей дозрілості.

Робинзону иногда кажется, что он нашел на острове настоящую душевную гармонию, но определенное критическое отношение к обществу, от которого он случайно оторвался, не мешает ему скучать за ним. У Робинзона достаточно развито чувство собственника, и даже экзотическая, прекрасная природа острова привлекает его прежде всего потому, что он чувствует себя ее обладателем. «Я спустился в эту очаровательную долину и с какой-то тайной отрадой... подумал, что все это мое: я царь и хозяин этой земли; мои права на нее бесспорны, и, когда бы я мог переместить ее, она стала бы такой же безусловной собственностью моего рода, как имение английского лорда».

В предусмотрительному и практическом Робінзоні мы видим и простодушного философа. «Ненужный хлам!'- говорит Робинзон, когда увидел деньги, что остались в каюте затонувшего корабля. - Зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы поднять тебя с земли. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего из этого делать; так что оставайся там, где лежишь, и иди на дно морское, как существо, чья жизнь не стоит спасать!» Однако, немного поразмыслив, он решил взять деньги с собой...

Рассказывая о двадцать восемь лет, которые провел Робинзон ни острове, Дефо впервые в литературе развернул тему труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оставшись наедине с природой, герой Дефо упорно работает над изготовлением предметов домашнего обихода. Здесь рассказывается, как он строил свою первую здание, обставлял свое жилище, приручал диких коз, обрабатывал поле, лепил горшки, пек хлеб, строил лодки и много еще чего, еще и нужно было для жизни на необитаемом острове.

Привлекая внимание читателя к внутреннему миру своего героя, Дефо наделяет его и приметами ранньопросвітницької сознания. Действительно, живя на острове, Робинзон мобилизует все свои знания о природе, изучает не только ремесла, но и закономерности климатических изменений, ход времен года и т.д. Едва ли не превыше всего он ценит результаты деятельности человеческого разума. «... Здесь должен заметить, - делится Своими размышлениями Робинзон, - что разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и вымеряя разумом вещи и составляя бобби о них правильные представления, каждый со временем может научиться первого попавшегося ремесла...»

Преодолевая трудности, которые возникают на каждом шагу, Робинзон Пополняет свои знания об окружающем мире, глубоко осознает значение труда в жизни человека.

Хоть это может показаться и парадоксальным, но как раз одинокую жизнь учит Робинзона ценить человеческое общение, радости которого он Пуп лишен много лет.

Правда, он не на шутку пугается, увидев на шестнадцатом году уединения человеческий след, а на двадцать третьем году - живых дикарей-людоедов. Но в то же время, как видим, он скучает за человеком-собеседником, человеком-другом. Печаль в определенной степени находит в его отношении к Пятнице: освобожден дикарь становится не только нугой, но и учеником и другом Робинзона.

Вообще моральный аспект жизненной истории Робинзона Крузо не менее важен и интересен, чем экономический; более того - оба эти аспекта тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Духовная жизнь Крузо на острове, конечно же, отнюдь не сводится к молитвам и чтению Библии - единственной книги, которая есть у него. Понятное дело, герой Дефо изображен как человек своего времени и обращения в мыслях к Всевышнему для него вполне естественное. Молитва для него своеобразная деятельность - отдых от работы. Сам Робинзон признает, что долгое Время его мнение «не знала Бога», что впервые он обратился к Нему во время бури, а второй раз - оказавшись на острове. Этой второй молитве он дает очень реалистическое толкование, характеризуя свой экстаз как обычную животную радость существа, спасенного он смерти.

Важно отметить, что в жестокой борьбе со стихиями Робинзон не теряет понятие о совесть, сострадание, человечность. Так, готовясь к обороне от возможного нападения дикарей, он, хорошо подумав, пришла к выводу, что дикари - тоже люди и что они «не большие убийцы, чем те христиане, которые убивают пленных на войне или - как еще и это бывает - мечом уничтожают целые армии, ничего не милуя, даже тех, кто сложил оружие и сдался».

И стоит заметить, что Дефо как автор романа «Робинзон Крузо» имеет связь с просветительским романом воспитания». Образ Робинзона

Крузо значительно меняется на протяжении его истории. Легкомысленный и капризный парень, каким он является в начале романа, становится под влиянием жизненных обстоятельств мудрым и серьезным человеком.

Именно «роман воспитания» ценил в «Робінзоні Крузо» Жан-Жак Руссо, который называл книгу Дефо удачным трактатом о естественном воспитании.

В конце произведения скрытое живет и аллегорическое начало. История Робин зона Крузо со всеми ее перипетиями может быть воспринята как развернутая, обросла многими подробностями притча о Человеке, о ее соприкосновение с природой, о ее борьбе за жизнь, о физическую, интеллектуальную и моральную устойчивость.

Выбранный прозаиком метод сухой мемуарно-дневниковой рассказа оказался на удивление удачной формой для воплощения смелого художественного домыслу. Как выяснили позднейшие комментаторы, романист мог допускать мелкие неточности в географии и зоографії, но в главном - в изображении реального характера человека, что попали в исключительные обстоятельства, - он достиг максимальной художественной убедительности. Его наставление на жизненный оптимизм выдержано от начала до конца произведения с неограниченной последовательностью.

Действительно неслыханный успех первого романа вдохновил Дефо на продолжение истории Крузо. В августе того же 1719 года вышли в свет «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а год спустя - «Серьезные размышления Робинзона Крузо в течение его жизни и удивительных приключений». Обоим продолжением, особенно последнем, не суждена долгая жизнь. А тем временем первая книга, которая давно уже стала классикой, и дальше завоевывает умы и сердца многочисленных читателей во всем мире.