ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

МОЛЬЕР

(1622 - 1673)

Мольер (псевдоним Жана Батиста Поклена) родился в Париже в 1622 г. в семье зажиточного ремесленника - обойщика, который работал, кроме всего прочего, и для нужд королевского двора, имея звание «личного слуги короля». Отец мечтал о карьере юриста для сына и, имея связи с аристократией, отдал его учиться в школу. Это образование была дополнена в дальнейшем частным обучением под руководством философа Гасенді, с лекций которого Мольер усвоил уважение к точным знаниям предмета, убеждение в необходимости свободного развития человеческой личности и признания ее требований и потребностей.

С детства привержен театра, Мольер оставил родительский дом в 1643 г., стал актером, организовав актерский коллектив под названием «Знаменитый театр». Это общество очень скоро прогорело. Мольер же поступил в труппу, которая гастролировала по французской провинции, и в течение 15 лет был странствующим актером. В 1658 г. труппа Мольера была вызвана в Париж и принята под покровительство королем Людовиком XIV. С этого времени до самой смерти Мольер был «комедиантом короля»: выполнял его заказ, сочиняя пьесы для дворцовых торжеств, получил право личного общения с ним, однако в лучшей части своего драматургического творчества (которая началась еще во время странствий по провинции) он остался выразителем интересов третьего сословия, то есть растущей буржуазии, ее представителем, воспитателем, защитником от враждебного ей дворянства. В общем Мольеру принадлежит 34 пьесы. Часть из них - небольшие развлекательные комедии, так называемые фарсы («Лекарь поневоле», «Проделки Скапена»), другие представляют собой комедии характеров с глубоким социальным содержанием. Виднейшие из драматических произведений Мольера - «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Жорж Данден», а также бытовые комедии со вставными танцевальными номерами, так называемые комедии-балеты («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной»).

У Мольера было немало горячих сторонников, его любил массовый зритель, однако он имел и многочисленных врагов среди дворян и духовенства. Особенно долго не мог попасть на кон театра «Тартюф»: какой-то фанатик из духовных лиц обратился к королю с просьбой по поводу этой пьесы, требуя заживо сжечь Мольера. После смерти Мольера церковь не разрешила похоронить его на кладбище как автора комедий и атеиста. Прах драматурга был похоронен за оградой кладбища. Однако на Мольера - писателя ждала великая слава, а влияние его вышел за пределы Франции и своего времени.

Первые украинские переводы комедий Мольера скорее напоминали «перелицовка» на национальный манер («Жорж Данден» - «Гриша Мазниця», перевел 1849 p. И. Наумович). Ближе к оригиналу был перевод «Тартюфа», сделанный Владимиром Самийленком. В наши времена прекрасно переводили Мольера Максим Рыльский и Ирина Стешенко.