ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Иоганн Вольфганг Гете
(1749-1832)

Жизнь и творчество

Родился Иоганн Вольфганг Гете-28 августа 1749 года в семье франкфуртского купцов и рано обеспечил себе прочность положение и безбедное существование. В1775 году Гете был приглашен герцогом Саксе-Веймарским Карлом Августом до столицы маленького государства и остался здесь на всю жизнь. Веймар с населением три тысячи человек притягивал к себе выдающихся деятелей немецкой культуры. Гете стал одним из управляющих герцогства, сохранив внутреннюю независимость. Он часто и надолго уезжал из Веймара, в 1786 году даже убегал отсюда в Италию, он тяжело переносил узость провинциального жизни, но всегда возвращался сюда, в свой дом.

При жизни Гете происходили такие выдающиеся социальные и политические события, как французская революция, наполеоновские войны. В 1808 году в Эрфурте состоялся разговор Гете с Наполеоном. Главным же делом его жизни стало написание трагедии «Фауст». Гете в 1832 году внес последние поправки к главному произведению своей жизни и в марте этого же года умер. Он и не планировал выпустить в свет полный текст «Фауста» по жизни: первая часть была опубликована фрагментами в 1790 году, полностью - в 1808 году, из второй части печатались отрывки.

Гете с его тонким восприятием старины, почувствовал красоту и значимость сюжета о Фаусте еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но и литературные обработки. Использовал он также и легенду о Симоне-маге. Гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «с юношеского ритма крови» поэта. Гетівський Фауст мало чем похож со своими праобразами. Он наделен чертами человека не средневековья, а также эпохи Возрождения. Видимо, поэтому вся культура новой эпохи была определена Шпенглером как «фаустівська».

Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» показывается встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символическое значение. Основной предмет разговора - это человек. Кто она такая? Каково ее место в мире? В прологе Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Мефистофеля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова:

Таким, как ты, я никогда не враг.

Из духов отрицанья ты всех мене

Бывал мне в тягость, плут и весельчак.

Из лены человек впадает в спячку.

Ступай, расшевели его застой,

Вертися пред ним, томи и беспокой

И раздражай его своей горячкой.

Этими словами Господь дал волю Фаустові в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильная, мыслящий человек всегда сомневается, но сама доходит до желаемых выводов. Встреча с Мефистофелем такому человеку только поможет выбраться из своих колебаний. Мефистофель, наоборот, говорит о человеческую ничтожность, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле - «божественное создание», которое стремится истины, или «животное из животных»? Это главная проблема пролога, что определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии, легенда не имеет такого пролога.

Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но несмотря на это он не является идеальной личностью. Фауст не доволен знаниями, которыми он владеет, и желает большего. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает ее переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько велик, что он решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где тот уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним сделку. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот момент, когда Фауст почувствует удовлетворение жизнью 1 счастье, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Мефістофелю. И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также раВНОгласия ;и легендой, поскольку в легенде Мефистофель и Фауст заключают договор только на 24 года (согласно с ней, Мефистофель, оставаясь невидимым, должен появляться к Фауста на его желания и выполнять все его распоряжения, Фауст же отрекается от Бога и отдает душу сатане). Впоследствии Мефистофель возвращает нашему герою молодость и в итоге он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия - любовь Фауста и Маргариты - является нововведением. В. Гете). Мефистофель считает, что именно в этом Фауст найдет ту прекрасную минуту, но ошибается. Сначала по воле Мефистофеля умирает мать Гретхен, а потом и брат Валентин. Беременная молодая девушка считает себя виновным в этих смертях и попадает в тюрьму. Несмотря на все мольбы Фауста бежать с ним Маргарита не соглашается, потому что считает себя виновной и умирает в тюрьме. Но даже после всех ее грехов Маргарита душа попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Итак, в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.

Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему различные услуги с помощью всесильного Мефистофеля. От брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной него рождается сын Евфоріон, который впоследствии погибает. Фауст пытается вырастить человека в колбе - Гомункулуса, но тот тоже погибает. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о свете и счастливые города, которые, по его желанию должны появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, но он почти не пригоден для жизни. Фауст спешит с работами. Наконец, герой испытывает миг наивысшего яшттєвога удовольствие:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

Увидеть я бы хотел такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

И не сотрутся никогда они».

И, это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю.

Больше Фаустові ничего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай и встречается с душой Маргариты. Она уже постилась ему и любит его, как и раньше.

Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто испытывал недовольство. Только среди природы, ощущая его частью себя, он воспринимает мир как гармонию. Жизнь принесло ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не зря. Уже в конце своей жизни Фауст это понял. Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логически развивая характер человека, видевшего свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия.

Фауст - вечный образ, он не случайно стал достоянием мировой культуры, потому что в каждый исторический период олицетворял характерные черты того времени, в котором жил и творил автор: средневековый народ Европы, просветитель И. В. Гете, романтик и реалист В. С. Пушкин.