Вступление
Закончилось лето, и ты снова сидишь за школьной партой. Перед тобой - учебник по зарубежной литературе. Это не новый для тебя предмет. Тебе знакомы некоторые произведения мировых мастеров слова по программе пятого и шестого классов.
На этот раз мы подготовили для тебя приятную возможность приобщиться к творчеству других великих художников. Мы попробуем научить тебя пробуждать собственную воображение и творить мир вокруг себя. Но только попробуем - потому что все зависит от тебя, от твоего стремления быть не просто потребителем (читателем) того, что рассказывают другие, опытные создатели. Ты - Человек, поэтому Творец собственной жизни, маленький Художник.
Читая художественное произведение, отыскивая в раВНОобразии опубликованных книг своего автора, ты складываешь вместе маленькие кирпичики, из которых выстраивается твой характер, твоя личность. И чем больше ты читаешь (не только программных произведений, но и других авторов, другие тексты), тем быстрее взрослеешь, лучше понимаешь и мир, и себя. Итак твоя душа расправляет крылья, пробуждается к жизни - ты растешь духовно. Ведь человек - это не только тело. Это и душа. Именно она хочет добра, красоты. Она сочувствует, старается помочь тому, кто попал в беду, она плачет и смеется. Душа требует слова. Слова настоящего, глубокого, искреннего, красивого, изящного...
Литература - искусство слова. Как оно зародилось, можно только догадываться. Но давайте попробуем представить себе такую ситуацию, что происходит в древние времена.
Ночь. Пещера. Горит костер. Вокруг него сидят первобытные люди. Шкура мамонта закрывает вход в пещеру. На стенах танцуют тени от огня. Взгляд присутствующих направлен сквозь языки пламени навстречу образу, который порождает их воображение. Одни видят на стене сцены охоты, другим тени рассказывают о могучего и сильного зверя, Царя зверей, который готовится прыгнуть через пропасть...
А теперь представь другую картину.
Ночь. За окном - большой город. Тысячи больших и маленьких огоньков. Свет в окне. За столом сидит человек и что-то записывает в тетрадь. Перо скрипит по бумаге. Буква к букве - так создается текст. Слова сочетаются между собой и рассказывают чью-то историю жизни. О девочке, прошла сотни километров в поисках друга, которого украла и заморозила Снежная королева. О мальчике, который превращал свою жизнь в интересное приключение и не утратил мужества, заблудившись в лабиринтах пещеры.
Видишь, перед тобой развернулись истории, которые рассказали огонь, зима и твое воображение. Видимо, воображение не только помогла тебе увидеть фигуры людей, но и выражения их лиц, возможно, даже угадать их характеры. Это дало тебе возможность превратиться на мгновение на художника, который творит мир силой собственного воображения.
Один из современных философов сказал, что искусство слова появляется тогда, когда человек стремится получить удовольствие, поделиться радостью жизни, когда она общается с собственным воображением, играется порожденными ею образами и выстраивает воображаемый мир. Конечно, тот мнимый, художественный мир отличается от реального, настоящего, в котором мы с тобой живем. В нем действуют другие законы - законы художественного творчества и художественной правды. Но одновременно этот мир очень похож на тот, в котором мы существуем.
Ну что бы, казалось, слова...
Слова и голос - больше ничего.
А сердце бьется - панаса,
Как их услышит...
Т. Г. Шевченко
Художественная литература - это не только игра и удовольствие. Это еще и кладезь мудрости. Не только практического жизненного здравого смысла, который нужно усвоить, чтобы существовать в мире взрослых людей. А духовной мудрости как основы нравственных и эстетических богатств человечества. Литература активно участвует в формировании жизненных ценностей человека. Она воспитывает в нас эстетический вкус, «подтягивает» к ощущению красоты, если оно у нас еще не проснулось. Ее познавательное значение трудно переоценить. Художественная литература развивает чувство ответственности, утверждает ценность человеческих добродетелей. Она помогает учиться строить отношения с окружающим на примере жизни других людей, даже если они на самом деле являются литературными героями, то есть героями художественных произведений, и никогда не встретятся нам на улице. Они подают нам пример для подражания или же побуждают к размышлениям.
В книгах собран опыт многих поколений. Вбирай его. Багатей. И помни, что иногда художественное произведение рассказывает больше, чем автор хотел сказать. Иногда надо вчитываться в художественный текст, пробиваться к сути сквозь плетение символов и сложных образов, чтобы понять его, понять главную идею. Конечно, тебе не обойтись без спасительной ниточки Ариадны, чтобы найти дорогу к такому пониманию в лабиринтах произведения. Такой ниточкой для тебя будут вопросы на берегах страниц нашего учебника, объяснение, толкование литературоведческих терминов и, конечно же, рассказы о некоторые литературные явления.
Прочитав произведение, не спеши сразу выполнять домашние задания. Научись общаться с книгой, получать наслаждение от прочитанного, чувствовать его красоту.
Наш учебник состоит из 8 разделов, в которые вошли тематически сгруппированы тексты и задания для работы дома и в классе. В книге помещены словарь литературоведческих терминов, список художественных произведений, обязательных для прочтения в восьмом классе.
Рубрики учебника должны помочь тебе усвоить прочитанное.
Рубрика «Вопросы и задания» учит вдумчиво читать и понимать текст и пользоваться понятийным аппаратом. Она объединяет несколько более мелких рубрик:
«Наблюдение» - помогает понять текст, его тему, главную идею, систему образов, проверить глубину ознакомления с текстом.
«Анализ» - дает возможность сформировать навыки пользования самыми раВНОобразными методами анализа и интерпретации текста.
«Развитие речи» - обогащает словарный запас, способствует развитию мышления и речи, предоставляет возможность использовать знания, умения и навыки в собственном опыте, сформировать собственное отношение к поднятым в тексте проблемам.
«Обобщение» - подытоживает знания по теории литературы и помогает очертить основную тему и главную идею произведения.
«Творческий проект» («Приключения рыцаря», «Досье») - это совокупность задач, направленных на развитие умения создавать собственный художественный текст на основе полученных на уроках литературы знаний.
Рубрика «Нить Ариадны» предлагает теоретические понятия в сжатой форме изложения.
«Контексты» - освещают дополнительную информацию, нужную для понимания художественного произведения.
Вопросы рубрики «Ну что бы, казалось, слова...» рассчитаны на то, что, прочитав и проанализировав текст, ты поміркуєш наедине о том, что именно он тебе дал, какие чувства пробудил в твоей душе, к каким размышлениям подтолкнул.
Работа с иллюстрациями продолжает традицию, начатую в учебниках по зарубежной литературе пятого и шестого классов. Благодаря этой рубрике художественный текст вводится в круг других видов искусства (живопись, архитектура, кинематограф, театр, мультипликационные фильмы).