ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Проблематика и художественные особенности комедии Мольера «Мещанин-шляхтич»

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетические поиски его времени, а его судьба отразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как создатель «высокой комедии».несмотря на классицистические правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенны комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный класицистам - противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий так, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник своего времени Мольер хорошо понимал, чего требует публика, и создавал пьесы, которые пользовались большой популярностью. Но талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, наметает до моральных ценностей. Имена многих его персонажей стали нарицательными и обозначают человека, которому присущи те или иные черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин-шляхтич». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. И вздумалось Журдену выбиться в дворяне. Это становится его маниакальной идеей, которая доставляет немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихоти Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюблен в благородную Дорімену, с которой он и сам не против пожениться. Дорант приводит Дорімену в дом Журдена, где их ждет роскошный обед. От своего имени он дарит красавицы драгоценности, которые передал ему для Дорімени Журден. Возникает комическая ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Дорімена думает, что драгоценности дарил Дорант, и возмущается, когда Журден умаляет их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласия на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что тот не шляхтич. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает «посвящение в муфтии». Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Дорімена, Ков'єль и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но шляхтичем.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин-шляхтич» - яркое доказательство этого. За смешными событиями комедии скрываются серьезные выводы, а комические образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлена их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека надо ценить такой, какая она есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг у Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Дорімену впечатление богача. Маркиза же дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого он себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, и он не является залогом нравственности человека. На примере отрицательных персонажей автор показывает, что коварная, лицемерная человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.